Рассказываем, как бюджетно собрать ребенка в школу и на чем смело можно сэкономить

Меньше месяца осталось до 1 сентября. В магазины, торговые центры, на школьные базары спешат семьи с детьми: закупить форму и обувь, канцелярские товары, рюкзаки. Корреспонденты “7 дней” отправились вместе с ними, чтобы узнать, что подготовили в этом году производители и сколько стоит собрать ребенка на учебу.
ПервоКЛАССный образ
На пороге ТЦ “Першы нацыянальны гандлёвы дом”, где собран целый пул магазинов отечественных предприятий, предлагающих товары для школы, встречаемся с многодетной семьей Ивановых. Светлана и Дмитрий пришли выбрать одежду для сыновей-погодков Кирилла и Артема. В качестве группы поддержки – младшая сестренка Ксения, которой подобные хлопоты предстоят еще через несколько лет.
Ежегодные закупки к школе в семье – в числе приоритетных.

– Бюджет даже не считаем. Ребенку ведь не купишь одни брюки, нужно как минимум двое. То же самое и с рубашкой: их берем несколько, – отмечает Дмитрий и уточняет, что в этот центр пришли целенаправленно, чтобы посетить магазин одного из брестских производителей.
Пиджаки для ребят приобрели еще в конце прошлого учебного года, сейчас дело за рубашками и брюками. А еще нужны новые рюкзаки.
– Выбираем ортопедические, отечественного производства, – подчеркивает Ольга и дополняет, что с канцелярскими товарами особых проблем нет – в продаже их огромный выбор. – Многое уже купили, а пластилин, краски, гуашь подарила Белорусская ассоциация многодетных родителей.
Кстати, Ивановы получат полагающуюся им как многодетной семье господдержку на подготовку к школе. Она составляет 30% бюджета прожиточного минимума (БПМ), который с 1 августа 2025 года равен Br487,72. На каждого учащегося выходит по Br146,31. По подсчетам родителей, этой суммы аккурат хватит на двое брюк деловой формы, принятой в гимназии.
– Школьный комплект (брюки, жилетка, пиджак, сорочка) для мальчика родителям обойдется в порядка Br400, – подсчитывает администратор торгового зала магазина, где примеряют новые наряды Артем и Кирилл Ивановы, и уточняет, что сейчас пик сезона продаж товаров к школе, который длится, как правило, до 15 сентября. Далее спрос падает. В августе прошлого года магазин продал 1625 изделий. Побьет ли рекорд производитель в этом году – узнаем в сентябре.

У супругов Валерия и Елены Матвеевых четверо детей, так что опыт подготовки к школе у многодетной семьи колоссальный.
– Двое детей уже взрослые: Полина окончила Минский музыкальный колледж имени Глинки по классу флейты и даже успела отработать положенные два года по распределению. Василий, ему исполнилось в этом году 18 лет, – первокурсник исторического факультета БГУ, – с гордостью рассказывает Валерий. – Школьницы – 13-летняя Серафима и Ульяна, которая идет в первый класс.
Подготовка к школе в семье Матвеевых традиционно начинается в конце мая со сбора медицинских справок для ребят, закупки канцтоваров. А вот выбор школьной формы еще впереди. По традиции родители приобретают ее в столичных универмагах.
– Посмотрим, что там предложат, – отмечает Елена Матвеева и уточняет, что в школе действует единый стиль: темно-синие пиджаки, юбки, брюки и белые блузки. – Плюс к этому белые гольфы и темно-синие жилетки. Что почем – еще не смотрели, но, полагаем, цена будет разумной. Серафиме купим новый рюкзак белорусского производства – они проверенные и надежные.
Как водится, в больших семьях кое-что из школьной формы старших девочек Матвеевых достается младшим. Например, белые блузочки, которые в моде во все времена. Что касается пиджаков и юбок, то их цвет и стиль четко определены в каждом учреждении образования. Так что восьмикласснице Серафиме уже не подходит то, в чем раньше ходила ее старшая сестра. Кстати, школьная привычка носить пиджак осталась у сына Василия по сей день.
Готовь форму летом
Работа школьных базаров стартовала и в регионах. К примеру, в городском поселке Зельва рынок открылся 1 августа. Более 20 торговых палаток представили большой ассортимент товаров. В числе продавцов – Зельвенский филиал Гродненского облпотребсоюза, ГП “Голынка”, индивидуальные предприниматели, в том числе из других районов Гродненской и Брестской областей. Цены вполне доступные. Судите сами: стоимость комплекта школьной формы – от Br45, рубашки – от Br25, обувь – от Br33. Дневник можно купить за Br1,40, а тетради – за 19 копеек.
– Этот рынок – ежегодный, традиционный, проходит по пятницам. О нем наши жители узнают из социальных сетей и по сарафанному радио, – рассказывает заместитель председателя Зельвенского РИК Наталья Коваленя. – Здесь можно купить практически все: от школьной формы до обуви, а также рюкзаки на любой вкус и канцтовары.
Наталья Николаевна лично побывала на школьном базаре в первый день его работы, оценила, как идет торговля. К слову, она и сама мама троих школьников, так что не понаслышке знает о подготовке к началу нового учебного года.
– Девятикласснице Ангелине купила блузку, сыновьям, которые пойдут в седьмой и третий классы, – неплохие спортивные костюмы за Br75. Рубашки тоже не очень дорогие – по Br30, – делится собеседница. – Остальное еще докупим, время есть. Дочка мечтает о школьной форме делового стиля, состоящей из брюк палаццо и пиджака. Цвет формы в гимназии – синий, рубашки – белые и голубые.
От школьных кутюрье
Всего в разных регионах страны к новому учебному году пройдет порядка 350 ярмарок. Цены на школьные товары – под контролем МАРТ.
Основательно подготовились к новому сезону предприятия концерна “Беллегпром” и не входящие в концерн отечественные производители. Сшито и связано более 250 новых моделей одежды делового стиля.

– Отечественные производители формируют матрицу коллекций уже начиная с осени нового учебного года, – раскрыла секреты стратегии предприятий начальник управления координации развития трикотажной и швейной отраслей концерна “Беллегпром” Анастасия Кутищева и уточнила, что в этом году выпуск изделий составил порядка 1,1-1,2 млн. Учитывая, что в стране примерно миллион школьников, позаботились о каждом: – Разрабатываем новые коллекции и совершенствуем уже полюбившиеся с учетом модных тенденций и предпочтений детей.
Например, несколько лет подряд повышенным спросом у девочек пользуются брюки. В этом году расклешенные от талии брюки палаццо, а также рубашки свободного кроя, пожалуй, будут в топе продаж.
– Стали более популярными юбки в складку, жилеты из текстильных материалов. При этом хорошо покупают жилеты для девочек и мальчиков. Хит сезона – трикотажные, вязаные. Сочетание хлопка, шерсти с добавлением небольшого количества синтетики обеспечивает удобство в носке, сохраняет формоустойчивость, не создает проблем при стирке. Эта одна из востребованных товарных позиций привлекает внимание родителей оптимальным отношением цены и качества, – подчеркивает Анастасия Кутищева.
По ее словам, почти 80% отечественных моделей – база прошлых лет, около 20% – обновленный ассортимент.
– Мы даем 100-процентную гарантию, что все производимое нашими предприятиями соответствует техническим стандартам Таможенного союза, – говорит Анастасия Кутищева и уточняет, что отечественная продукция сертифицирована и отвечает требованиям, применяемым к детской одежде. В том числе по гигроскопичности и воздухопроницаемости, формоустойчивости, обязательному использованию в материале натуральных волокон. В такой одежде ребенку будет комфортно в течение дня, при этом еще и активно двигаясь.
Цену производители постарались держать на уровне прошлого года, то есть сработали с минимальной рентабельностью.
– Мы не можем сказать, что наши школьники одеваются исключительно в белорусское. Предприятия страны работают в конкурентных, рыночных условиях, – отметила Анастасия Владимировна. – Детям и их родителям предоставлена свобода выбора: на прилавках имеется и импорт. Тут уж покупатель голосует рублем. Выбирает сам, что приобрести и по какой цене.
Чтобы оставаться на конкурентной волне, производители товаров к школе стараются угодить каждой семье, имеющей детей. И не только в столице, но и в самом отдаленном районе. Именно так работает ОАО “Свiтанак”.
– По всей стране действует наша фирменная торговая сеть, которая насчитывает 120 магазинов. Во всех райцентрах выделены специальные секции для продажи школьного ассортимента: это нарядная, повседневная, спортивная одежда для мальчиков и девочек, – говорит директор ОАО “Свiтанак” Юрий Лукашевич и обращает внимание на обновленную стратегию компании: – С этого года совместным решением Мингорисполкома и концерна “Беллегпром” в одном из наших фирменных магазинов, который расположен в ТЦ “Столица”, открыта секция “Все для первоклассника”, где представлена одежда не только нашего бренда, но и других производителей концерна.
Тамара МАРКИНА,
фото БЕЛТА,
газета “7 дней”.