Чтобы всё было по закону
Работа с обращениями граждан и юридических лиц — приоритетное и наиболее важное направление в деятельности органов государственной власти, правоохранительных органов. Как она должна вестись и как с обращениями граждан работает прокуратура Глусского района, рассказывает прокурор Леонид ПАЛЕВИЧ.
— Во-первых, замечу, что согласно Закону Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» граждане имеют право на обращение в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений, также они могут обращаться к индивидуальным предпринимателям, оставляя замечания или предложения в книгу замечаний и предложений. Здесь хочу обратить внимание, что при устном обращении во время личного приема заявитель должен предъявить документ, удостоверяющий личность, а его представитель — также и документ, подтверждающий его полномочия.
— Какими еще правилами регулируются отношения сторон во время проведения личных приемов?
— Начнем с принимающей стороны. Должностные лица организаций, проводящие личный прием, не вправе отказать в приеме, если гражданин обращается по вопросам, относящимся к компетенции этих организаций. Исключение составляют случаи, когда заявителю в ходе ранее проведенного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо когда переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена.
Личные приемы должны проводиться не реже одного раза в месяц, а информация о времени и месте проведения личного приема и о порядке предварительной записи (если она предусмотрена) должна быть размещена в организациях в общедоступных местах.
— Регламентировано ли как-то поведение самих заявителей? Некоторые из них порой считают, что им позволено всё.
— И они ошибаются, потому что поведение заявителей во время приемов также регламентировано Законом «Об обращениях граждан и юридических лиц», и его требования они обязаны соблюдать. В частности, вежливо относиться к работникам организаций, индивидуальным предпринимателям и их работникам, не допускать употребления нецензурных либо оскорбительных слов или выражений. А в период рассмотрения обращения они должны своевременно информировать организации или индивидуальных предпринимателей, к которым они обращались, об изменении своего места жительства или места нахождения.
— Есть ли правила для подачи письменных обращений?
— Разумеется, есть. Письменные обращения граждан должны содержать наименование или адрес организации, куда направляется обращение, либо должность лица, которому оно адресовано; фамилию, имя и отчество (либо инициалы), адрес места жительства или места работы, учебы заявителя. Далее должна быть четко изложена суть обращения и поставлена личная подпись.
Рассматриваются письменные обращения не более 15 дней, а те, что требуют дополнительного изучения и проверки, — не более одного месяца, разумеется, если иной срок не установлен законодательными актами. О результатах рассмотрения обращения заявитель уведомляется письменно.
— Как организована и как проводилась работа с обращениями граждан в прокуратуре Глусского района?
— Анализ состояния работы прокуратуры с обращениями граждан и юридических лиц и надзора за исполнением законодательства о рассмотрении предложений, заявлений и жалоб граждан в 2014 году показал, что работниками прокуратуры выполнен определенный объем работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений, восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов граждан, привлечению нарушителей к ответственности. Так, в 2014 году в прокуратуру района поступило 73 обращения граждан и юридических лиц, из них 14 было направлено на рассмотрение в другие ведомства в соответствии с их компетенцией, 3 обращения приобщено к уголовным делам и надзорным производствам, 55 разрешено по существу, из них 7 было удовлетворено.
— С какими вопросами чаще всего граждане обращались в прокуратуру?
— Из разрешенных прокуратурой района обращений основное количество составляют заявления и жалобы по вопросам надзора за исполнением трудового, административного, жилищного законодательства, за год их поступило 20, и 24 обращения касались вопросов дознания и следствия.
Что касается исполнения законодательства об обращениях граждан учреждениями и организациями района, то замечу, что в 2014 году снизилось количество обращений по вопросам трудового законодательства — с 15 до 4. Однако нарушения законных прав граждан продолжают иметь место. Например, 25 июля 2014 года в прокуратуру района обратилась с письменным заявлением гражданка К. по вопросу несвоевременности выплаты ей заработной платы в ЗАО «Глускдрев». Проведенная прокуратурой по данному обращению проверка подтвердила факт несвоевременности выплаты зарплаты заявительнице. В адрес директора ЗАО «Глускдрев» прокурором было внесено предписание, по результатам которого указанное нарушение законодательства было устранено. Предприятие привлечено к административной ответственности. Но уже в 2015 году здесь же было допущено аналогичное нарушение трудового законодательства — нарушение сроков выплаты заработной платы и расчета после увольнения работницы М. Так что без работы прокуратура не останется.
— Как законодательство о рассмотрении предложений, заявлений и жалоб граждан и юридических лиц исполняется другими субъектами хозяйствования?
— Во втором полугодии 2014 года прокуратурой района были проведены плановые проверки КФХ «Габрусь А.Н.» и ОАО «Совхоз «Заволочицы» на предмет исполнения законодательства об обращениях граждан. Проведенными проверками установлено, что должностными лицами этих организаций не принималось должных мер к выполнению Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». В частности, не проводилась регистрация обращений граждан, не были организованы личные приемы посетителей, регулярные встречи с населением по месту жительства. Поступившие обращения граждан не обобщались и не анализировались. Между тем такая работа, если она проводится, помогает изучать общественное мнение, выявлять и устранять имеющиеся недостатки. По фактам выявленных нарушений прокурором района в адрес руководителей указанных предприятий и в местные исполнительные органы внесены представления об устранении нарушений законодательства, а виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Беседовала
Т. ЛУКАШЕВИЧ
Фото С. РУДИНСКОГО