Играя по правилам, добьёшься многого

Мы обратились с некоторыми вопросами, касающимися данной сферы, к уполномоченному по защите прав потребителей в Глусском райисполкоме, специалисту отдела экономики Владимиру ХОТЬКО.
— Владимир Валерьевич, скажите, пожалуйста, как складывалась ситуация с защитой прав потребителей в нашем районе в прошлом году?
— По итогам работы 2012 года нами направлено 6 предписаний в адрес организаций о прекращении нарушений прав потребителя. Они касались как нарушений, на которые обратили наше внимание потребители, так и нарушений, выявленных непосредственно нашими сотрудниками. Рассмотрено 14 обращений потребителей, в том числе 11 — по вопросам торговли и 3 — по вопросам бытового обслуживания. В защиту прав потребителя подано одно исковое заявление. К нам обратились люди, с которыми индивидуальный предприниматель заключил договор на установку пластиковых окон, взяв предоплату. Окна так и не были установлены, при этом в течение некоторого времени заказчик пытался решить дело самостоятельно, как говорится, мирным путем, но это не помогло. По результатам рассмотрения дела в суде исковые требования, предъявленные к ответчику, полностью удовлетворены: от индивидуального предпринимателя присуждено выплатить потребителю 15 млн, в том числе 2 млн рублей — сумма предоплаты по договору, 13 млн — неустойка за неисполнение договорных обязательств. Кроме этого, так как дело велось через райисполком, в доход районного бюджета присужден штраф в размере 15 млн рублей.
— Каковы действия потребителя, если ему продан товар ненадлежащего качества?
— Первоначально необходимо обратиться к продавцу, у которого был приобретен товар. Ведь не исключена возможность того, что продавец (изготовитель) товара дорожит своей репутацией, и все ваши проблемы будут решены по устному заявлению. Если же продавец (изготовитель) не торопится решить ваш вопрос, лучше всего все свои требования изложить письменно в виде претензии. Претензия должна содержать следующие пункты: наименование организации, индивидуального предпринимателя, которым направляется претензия; фамилию, имя, отчество гражданина, данные о его месте жительства; изложение сути претензии (когда, где и что было вами приобретено, по какой цене, чем вы это можете подтвердить, недостатки товара); требования, предъявляемые продавцу (изготовителю); дату, подпись.
— Какие требования потребитель может предъявить продавцу или изготовителю?
— Согласно статье 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать либо замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, либо соразмерного уменьшения покупной цены товара, либо бесплатного ремонта, возмещения расходов по ремонту, либо возврата денег за некачественный товар. Потребитель сам выбирает требование, которое он будет предъявлять продавцу (изготовителю). Кроме того, согласно этому Закону потребитель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
— Куда потребителю следует обращаться за помощью?
— Государство обеспечивает покупателям защиту их законных интересов через уполномоченные государственные органы в пределах их компетенции, а также суд. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей. Глусчане и жители района могут обращаться в отдел экономики райисполкома к уполномоченному по защите прав потребителей (г.п.Глуск, ул. Кирова, д.16, каб.50), телефон 42-9-25.
О.ВАСИЛЕВСКАЯ
Фото И.ГРОМЫКО