Чтобы учить других, учителю нельзя переставать учиться самому. Учитель химии из СШ № 2 Глуска Виктор Фесько

Общаться с ним было легко, а слушать — интересно, он производит впечатление позитивного человека и, скорее всего, таким и является. Впрочем, когда работаешь с детьми, то быть на позитиве, уметь общаться, вызвать интерес предлагаемой темой — те самые качества, которые определяют твою профпригодность. И в этом смысле его профпригодность не подлежит сомнению. Не подлежит сомнению она и по уровню знания предмета, любви к своему предмету.
Любовь к химии у Виктора Фесько родилась еще в школе, в СШ № 2 Глуска, где он учился с пятого по одиннадцатый класс. Своим предметом его заинтересовала учитель Нина Ивановна Ермалицкая. Правда, о преподавании он тогда не помышлял — его интересовало практическое использование химии, и в этом стремлении он проявил завидную настойчивость: не поступив с первого раза на химфак БГУ, год отучился в технологическом университете, изучая лесное хозяйство, и снова повторил попытку, после которой стал студентом Белгосуниверситета, на химическом факультете изучал научно-производственную деятельность. Получив диплом, год отработал в столице на производстве, а затем пошел преподавать: в столичном же радиотехническом колледже вел физическую химию, работал на кафедре математических и естественно-научных дисциплин. После колледжа вновь было производство в Минске, а чуть более года назад, в январе 2021-го, Виктор Владимирович Фесько вернулся в родную школу, школу № 2 Глуска, и в том же кабинете, где когда-то сам увлекся химией, стал обучать химии нынешних учеников.
Все эти изменения своего трудового и профессионального статуса не считает ни плохими, ни хорошими и принимает их как данность: жизнь меняется, закрываются одни возможности, появляются другие, и человеку нужно их использовать, нужно быть в русле событий, в русле происходящего, ориентироваться в нем и находить себе применение. А еще нельзя переставать учиться, особенно если учишь сам. Это важно. Погружаясь в новую среду, в новые обстоятельства, надо продолжать учиться.
В родной школе Виктор Владимирович сначала был просто учителем химии, а на следующий год стал участником проекта «Учитель для Беларуси». «Получилось это с легкой руки директора школы, — рассказывает Виктор Фесько. — Наша школа уже являлась партнером этого проекта, и Елена Григорьевна предложила мне стать его участником. Проходил третий набор, в нем уже были такие же, как и я, работающие в своих школах, учителя. Я подумал, недолго, и согласился, прошел все необходимые испытания и стал участником проекта «Учитель для Беларуси».
Чем отличается просто учитель от «учителя для Беларуси»? Здесь основное требование — делать упор на развитие детей, говорит Виктор Владимирович, особенно тех, кто не хочет или не может, кому кажется, что у него не получится. Их надо так увлечь предметом, вовлечь в учебный процесс, и так его организовать, чтобы им понравилось учиться, чтобы у них получилось. Для этого нужны нестандартные подходы, нестандартные решения. Какие именно? У каждого учителя они свои. Виктор Владимирович учится этому на вебинарах, общается в рамках проекта со своими коллегами, более опытными учителями, интересуется их наработками, применяет их, адаптируя под себя, своих учеников, свои условия. На уроках большое внимание уделяет практико-ориентированной деятельности, чтобы ученики, пусть и ведомые, направляемые учителем, но всё же сами разбирались в теме, сами решали поставленные задачи. Приучить их к этому нелегко, признается Виктор Фесько, они всё же больше ждут рассказа учителя. Впрочем, на моментальный положительный результат рассчитывать и не приходилось, к тому же химия — предмет специфический, не всем одинаково дается, но работать надо. Надо создавать детям условия для успеха, ситуацию успеха, и он, этот успех, станет стимулом для новых шагов и открытий. Как известно, капля камень точит.
Кроме преподавания своего предмета, Виктор Владимирович занимается внеурочной деятельностью — профподготовкой, обучает школьников садоводству. Конечно, как житель сельской местности (родом из Весново, сейчас живет в Турино), Виктор Фесько был знаком и с огородничеством, и с садоводством, но на любительском уровне. Для обучения детей сам сначала отучился на специальных курсах, а практикой все вместе они занимаются на месте, в школьном саду.
«Сад в школе уже был, — говорит Виктор Владимирович, — порядка сорока деревьев, в основном это яблони и груши, растут здесь и шесть грецких орехов. Но это не предел, сад будем увеличивать. В феврале мы с ребятами-десятиклассниками провели стратификацию семян яблони, чтобы через год из них вырастить подвои, к которым затем можно будет привить сортовые яблони. Идея в том, чтобы к концу обучения, к окончанию школы, каждый ученик вырастил свой саженец. Он сможет забрать его и посадить у себя дома. Я понимаю, что не все станут садоводами, но уверен, что знания и умения, полученные на этих внеурочных занятиях в саду и на школьном огороде, в жизни пригодятся многим.
То же и с химией: не много кто свяжет свою жизнь с этой наукой. Но кому-то она понадобится при поступлении и дальнейшей учебе, к слову, в этом году четыре моих ученика планируют сдавать ЦТ по химии. Кому-то она поможет в повседневной жизни, скажем, в кулинарии (чем гасить соду, в какой посуде нельзя варить варенье), в огородничестве (какие удобрения для чего нужны), при использовании бытовой химии (как применять, что нельзя смешивать). А кто-то на моих уроках научится учиться, получать знания, делать выводы, поверит в себя и этим вдохновится».
Татьяна ЛУКАШЕВИЧ
Фото Анны АВТУХОВОЙ