Темы

Для исправления ситуации к лучшему

Ход выполнения требований Декрета Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» в Глусском районе за 2016 год и текущий период 2017-го рассматривался на координационном совещании, которое проходило под председательством прокурора Глусского района Леонида Палевича. Разговор был серьезным и по существу, в принятом решении записано, что результаты работы по исполнению Декрета №18 должны быть рассмотрены в третьем квартале 2017 года на заседании районного исполнительного комитета, а отчеты руководителей предприятий и организаций по исполнению требований Декрета в части возмещения государству обязанными лицами затрат на содержание детей должны заслушиваться на его заседаниях систематически. Всего принятое решение содержит 12 пунктов с подпунктами, последний из которых о том, что в четвертом квартале этого года прокуратура должна провести контрольную проверку по результатам работы за 9 месяцев года.

Почему такое пристальное внимание к работе по Декрету № 18 и каковы ее результаты за 2016 год и начало 2017-го, рассказывает прокурор Глусского района советник юстиции Леонид ПАЛЕВИЧ:

— Причины такого внимания просты и очевидны. Во-первых, речь идет о благополучии детей сейчас и о их судьбах в дальнейшем. Во-вторых, немаловажным фактором является экономическая составляющая вопроса, я имею в виду возмещение государству затраченных средств на содержание детей. Ну и контроль за работой заинтересованных служб и за исполнительской дисциплиной ответственных работников и руководителей предприятий тоже не на последнем месте. И по всем этим позициям ситуация у нас пока далека от идеальной.

За 12 месяцев 2016 года и январь — февраль нынешнего в органы опеки и попечительства Глусского района  поступило 106 сообщений о семейном неблагополучии, в том числе из учреждений здравоохранения — 18, РОВД — 67, суда — 16, социально-педагогических центров других районов — 2, по одному сообщению из прокуратуры, Глусского УКП «Жилкомхоз» и учреждений образования.

В то же время можно сказать, что самоустранились от работы по выявлению семейного неблагополучия Глусский отдел Следственного комитета, районный отдел по чрезвычайным ситуациям, такие местные организации, как РЭС, энергонадзор и энергосбыт, также районный центр гигиены и эпидемиологии, сельские исполнительные комитеты и центр социального обслуживания населения. Из этих организаций и учреждений за прошлый год в отдел образования, спорта и туризма Глусского райисполкома не поступило ни одной информации о наличии признаков нахождения детей в социально опасном положении. А ведь они по роду своей деятельности ведут работу с населением и видят, знают, как и чем живут семьи с детьми.

Между тем статистика такова: за 2016 год признано находящимися в социально опасном положении (категория СОП) 100 детей, в 2017-м уже 27 детей. Сейчас, по состоянию на 1 марта, в Глусском районе проживает 58 детей из 25 семей категории СОП. Всего же у нас в районе живет и учится в местных учреждениях образования 2 070 детей, из них 1 137 детей — в городском поселке, 933 — в сельской местности.

Основным показателем постановки на учет несовершеннолетних является пьянство родителей и невыполнение ими обязанностей по содержанию и воспитанию детей. В рамках реализации Декрета № 18 за 2016 год по решению комиссии по делам несовершеннолетних было отобрано 15 детей, они определены на государственное обеспечение: 7 — в детский дом семейного типа, 7 — в приемную семью, 1 — в Могилёвский дом ребенка, 3 детей возвращено матери.

Резкое увеличение в 2016 году в сравнении с 2015 годом числа отобранных детей (с 3 до 15) свидетельствует о том, что снизилась эффективность проводимых профилактических мероприятий, об упущениях и недостатках в работе отдела образования, спорта и туризма Глусского райисполкома и учреждений образования по реализации положений Декрета №18.

Изучение дел комиссии по делам несовершеннолетних о признании детей нуждающимися в государственной защите и возвращении их родителям показало, что в этой работе имеются нарушения законодательства, существенные упущения и недостатки. Выявлены факты несвоевременного признания КДН детей нуждающимися в государственной защите, что могло повлечь за собой причинение вреда их жизни и здоровью, существенные нарушения законных прав и интересов малолетних. Индивидуальные планы защиты (ИПЗ) несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной защите, составляются шаблонно, без учета личных особенностей детей и их родителей, их поведения и отношения к процессу воспитания и восприятию воспитательных мер. Отчеты о выполнении ИПЗ в установленный срок (ежемесячно до 5 числа) представляются не всеми субъектами, а исполнение планов защиты в подавляющем большинстве случаев никем не контролируется. Это влечет за собой неисполнение намеченных мероприятий и, как следствие, утрату возможности выведения детей из социально опасного положения, устранения причин и условий семейного неблагополучия. Аналогичные недостатки в составлении и реализации ИПЗ имеются и в учреждениях образования. В ходе проверки соблюдения Козловичским сельисполкомом и Устерховским учебно-педагогическим комплексом детский сад-средняя школа законодательства о несовершеннолетних и молодежи, проведенной в ноябре — декабре 2016 года, прокурором выявлена семья, ребенок в которой находится в социально опасном положении. Мер по постановке этой семьи на школьный учет ни со стороны Козловичского сельисполкома, ни со стороны Устерховского УПК принято не было.

Отдельно надо сказать о работе с обязанными лицами. На начало этого года, по учетным данным отдела образования, спорта и туризма, в банке данных обязанных лиц состоит 41 человек, из них 27 являются жителями Глусского района. За 2016 год им для возмещения начислено 96 175,04 рубля, а фактически поступило на счет отдела 44 495,22 рубля, что составляет немногим более 46 процентов. А значит, и работа с обязанными по возмещению расходов, затраченных государством на содержание детей, ведется ненадлежащим образом, хотя определенные меры воздействия к такой категории людей все же применяются. В прошлом году к административной ответственности за уклонение родителей от трудоустройства по судебному постановлению либо работы (ст. 9.27 КоАП Республики Беларусь) привлечено 53 человека, в 2015-м — 65. Уголовные дела (ст. 174 УК Республики Беларусь) были возбуждены в отношении 2 обязанных (в 2015-м — в отношении 5).

Особо следует остановиться на нарушениях и недостатках, которые допускаются в работе с обязанными лицами, работающими в сельскохозяйственных организациях Глусского района. Так, проведенной проверкой установлено, что практически во всех ОАО после удержания, согласно исполнительным документам, денежных средств из заработной платы обязанных лиц эти деньги несвоевременно перечисляются их взыскателю, вместо этого  удержанные суммы незаконно используются для нужд организации. Такие факты установлены в ЗАО «Глускдрев» и ООО «Дока-Древ», где сумма удержанных, но не перечисленных на счет взыскателя денежных средств в погашение затрат государства на содержание детей составляла более 3 830 рублей, а также в ОАО «Глусские Бытуслуги», в сельскохозяйственных и некоторых других организациях.

Ненадлежащим образом организована и профилактическая работа с обязанными лицами по месту их работы, в связи с чем они допускают прогулы, нарушения трудовой дисциплины, из-за чего и не обеспечивается полное возмещение государству затрат на содержание детей. К примеру, в органы по труду, занятости и социальной защите, органы внутренних дел ежемесячно предоставляются лишь табеля учета рабочего времени обязанных лиц, а информация о нарушениях ими трудовой дисциплины, повлекших уменьшение их заработной платы, не представляется. Индивидуальная профилактическая и воспитательная работа с обязанными лицами сельхозорганизаций контролируется не в полной мере и зачастую проводится бессистемно. Как следствие — в 2016 году обязанными лицами совершено 112 прогулов, и хотя это на 245 прогулов меньше, чем за 2015 год, все же в отношении лиц, совершивших прогулы, меры дисциплинарной и материальной ответственности применялись не всегда. Также в отношении обязанных лиц, не совершивших ни одного прогула, вопросы о поощрении для стимулирования их труда в ОАО не рассматривались. Причиной такого положения дел видится отсутствие надлежащего контроля со стороны руководителей сельхозпредприятий за работой своих подчиненных. На исправление ситуации к лучшему и направлено решение, принятое на координационном совещании.

Подготовила Т. ЛУКАШЕВИЧ

Последние новости

АПК

На полях Глусского района

13 мая 2025
Читать новость
Спорт

В Глуске прошел турнир по бильярду

13 мая 2025
Читать новость
АПК

Корманарыхтоўка — адказны этап

12 мая 2025
Читать новость
Общество

Статистический обзор ко Дню семьи

12 мая 2025
Читать новость
Власть

Активизироваться в экономике. Лукашенко о главной задаче в сотрудничестве с Вьетнамом

12 мая 2025
Читать новость
Происшествия

В деревне Городок сгорел жилой дом

12 мая 2025
Читать новость

Рекомендуем