Темы

Годы, отданные школе и детям. Зинаида Григорьевна Березовская

Годы, отданные школе и детям. Зинаида Григорьевна Березовская

Зинаида Григорьевна Березовская на всю жизнь запомнила, как однажды услышала отзыв об учительнице, ушедшей на заслуженный отдых: «33 года она проработала в школе. Вы даже не представляете, что такое 33 года отработать в школе!» У самой Зинаиды Григорьевны на тот момент стажа было всего два года, а по итогу набежало 42!

Мы беседуем с моей героиней в ее уютном доме, я с удовольствием слушаю ее воспоминания, рассматриваю фотоальбомы и удивляюсь, как ей удалось за столько лет работы не растратить любви к своему делу, не поддаться пресловутому профессиональному выгоранию, о котором сейчас столько говорят.

В общем-то, рассказывать Зинаида Григорьевна собиралась совсем не о себе. В газете вышла заметка о человеке, с которым ей пришлось в свое время работать, и она откликнулась, позвонила, мол, человек действительно достойный, может, стоит о нем написать побольше, а она готова поделиться воспоминаниями. Так и получилась, что встреча наша была «два в одном», потому как сама Зинаида Григорьевна человек не менее достойный. Трудно сосчитать даже, сколько за всё время работы она подготовила к дальнейшей школьной жизни ребят, и делала это всегда на совесть. Учитель — не та профессия, где можно работать по принципу «и так сойдет», у учителя всё должно быть обстоятельно и ответственно, уверена моя героиня. «Работала не ради премий и каких-то похвал, — говорит она. — Главное: мне надо, чтобы дети знали».

Семь классов (тогда в СССР действовало всеобщее семилетнее образование) Зинаида Березовская окончила с грамотой и решила поступать в педагогическое училище. Тех, кто с грамотами, было немало, и для них был отдельный экзамен — диктант, его вчерашняя школьница-отличница написала без проблем. Шел 1955 год, и было Зиночке тогда 14 лет. Два курса она отучилась в Бобруйске, а затем бобруйское и мозырское педучилища объединили и открыли новое, в Гомеле, там и доучивалась.

А в 18 лет приехала работать в Заелицу. Молоденькая совсем, но уважали: учительница! Зинаида Григорьевна понимала, что авторитет и уважение быстро сойдут на нет, если не подтверждать их делом. Старалась для ребятишек, с энтузиазмом пробовала что-то новое, чтобы заинтересовались и хотели учиться. Причем на второй год из-за печальных обстоятельств (умер учитель) пришлось полгода работать в две смены. Затем был перевод в Ново-Андреевскую школу, именно там молодая учительница услышала про стаж в 33 года и как это сложно, а сама подсчитала и задумалась: по всему выходило, что ей до пенсии надо отработать все 37, что уже просто немыслимо.

Потом была свадьба, снова переезд и новое место работы, Барбаровская школа, — по месту жительства мужа. Там Зинаида Григорьевна учила ребят три года. За это время молодая семья переехала жить в Глуск, и мою героиню снова перевели, на этот раз в Баяново. Можно сказать, что с баяновской учительницей они поменялись местами: та жила в Ключе и ей было ближе до Барбарово, а нашей героине из Глуска было ближе до Баяново.

В Баяновскую начальную школу Зинаида Григорьевна Березовская пришла в 1964 году и проработала там четырнадцать лет, сначала вместе с Марией Брониславовной Римашевской, а затем одна (после того как реформой школьного образования начальная школа была сокращена с четырех до трех лет обучения — c 1-го по 3-й классы).

На новом месте работы и позже, оставшись там единственной «хозяйкой», моя героиня стала подстраивать что-то под себя, под свое понимание, какими должны быть учебные кабинеты, рабочее место учителя, школа в целом.

«Очень большое внимание я всегда, где бы ни работала, уделяла наглядным пособиям. Таблицы, схемы и всё прочее должны быть понятны детям, в хорошем состоянии, удобны для работы. Наглядности в основном сама делала, так как рисовала я хорошо, в училище посещала художественный кружок, а когда пошла работать, приходилось оформлять много плакатов и афиш, так сказать, по общественной линии,  — объясняет Зинаида Григорьевна. — Первую четверть в новой школе я с мужем и техничка с ее мужем посвятили, так сказать, обустройству, ни одного выходного дома не провели, захватили и осенние каникулы. Все таблицы, которые имелись, я сложила по своей системе, наделала тематических папок (птицы, звери, овощи, фрукты и так далее). В то время мы много ездили на семинары в другие районы и даже области, бывали в самых разных школах, и из каждой я увозила какие-то идеи.

Помню, поехала на семинар в Могилёв, увидела там стеллажи. Ага, и мне такие надо в школу. Там-то фабричные, но я подумала, перефантазировала под свои нужды, и муж их сделал. Он мне вообще очень много помогал, со временем уже понимал, что мне нужно, а работал шофером, много где ездил и  где что найдет — привозит: тебе это подойдет? Один раз привез мне электрифицированную детскую игрушку. Приехал в 12 часов  ночи, и я до трех часов не ложилась: изучала, как она устроена, а потом села и написала электрифицированную таблицу умножения, такой у нас тогда еще ни у кого не было.

Муж мне помог сделать удобную систему хранения таблиц по темам, чтобы сразу было видно, где нужная тебе, ведь таблиц было больше 300. 

В том классе, который остался свободным после сокращения, мы оформили пионерско-октябрятскую комнату, там были игры, на стенах — календари, тематические уголки.

Постепенно старалась улучшать и бытовые условия: дорожки купила, новый письменный стол в один из классов, хороший шкаф в учительскую…»

Интересно, что в то время деньги на какие-то школьные потребности, помимо отдела образования, выделялись сельсоветами (правда, не всегда охотно), говорит Зинаида Григорьевна. Кроме того, школа зарабатывала на пришкольном участке, вспоминает моя собеседница: «Были грядки, сажали картошку, дети, хоть и малые, а всё делали, заодно учились, что как выращивать, как полоть, как обрабатывать. Участок хороший был, земля плодородная, я каждый год сдавала по пять тонн картошки, а на вырученные деньги покупала, что надо, в школу. Ну и для столовой, само собой, оставалось».

В классах, вспоминает Зинаида Григорьевна, было больше чем по 20 человек, почитай, все местные, баяновские. Когда было два учителя, то на каждого приходилось по два класса, для того времени это обычная практика в сельских школах. Когда осталось три класса и один учитель, график был такой: первые два урока — работа с двумя классами, затем еще два урока — со всеми сразу, оставшиеся два урока — с одним классом.

В советское время, как и сейчас, школьники часто ездили на экскурсии, Зинаида Григорьевна вспоминает, как возила учеников в Бобруйск (особенно они любили, когда приезжал зоопарк), в Минск — в цирк или просто для знакомства со столицей, на Курган  Славы, в Хатынь. Много забавных случаев происходило в таких поездках.

А вот вопрос, как добраться на работу, был не таким забавным. Местные автобусы почему-то постоянно меняли расписание, утром шли то в семь, то в восемь, одно время приходилось добираться на проходящих, это не раньше девяти. В отделе образования учительнице разрешили немного сдвинуть расписание, тем более уходила она из школы не раньше четырех — успевала и уроки провести, и дополнительно позаниматься. А дети, говорит Зинаида Григорьевна, всегда с удовольствием оставались в школе до самого закрытия.

Четырнадцать лет работы в Баяновской начальной школе моя героиня вспоминает со светлыми чувствами. С детьми у нее всё получалось, с родителями контакт был налажен, да и в целом в Баяново люди были хорошие, отзывчивые, чуткие.

Может, и работала бы Зинаида Григорьевна в той школе до самого ее закрытия, но в системе образования назрела очередная реформа.

В конце 1970-х в СССР было вновь введено четырехлетнее начальное образование, при этом трехлетнее тоже сохранялось. Просто некоторые школы стали набирать детей-шестилеток (до этого в школу шли с семи лет) в подготовительные классы — нулёвки. В Глусском районе такой экспериментальный класс открыли в 1978 году на базе первой школы, и тогдашний начальник отдела народного образования Виктор Гуща предложил работать в нем Зинаиде Березовской.

«Приехал ко мне Виктор Антонович, мол, так и так, — рассказывает  Зинаида Григорьевна. — А я отказываюсь: я свою школу не оставлю! Несколько раз он со мной эту тему заводил, а потом даже привез из облоно куратора по этим экспериментальным классам (по одному такому классу открывали в каждом районе области), чтобы она меня убедила. В общем, подумала я и согласилась.

Как именно работать в таком классе, понятия никто не имел, дело ведь новое. Меня и Валентину Владимировну Неверовскую (ее как воспитателя) отправили в Минск на курсы на целый месяц. В Минске уже такой класс действовал, и своим опытом с нами делилась работавшая в нем учительница, это было самое важное на этих курсах. Она подсказывала, на что обращать внимание, какие есть подводные камни.

Ну и потом уже взялись сами за дело. Учебников, насколько помню, не было, были прописи и тетради на печатной основе. Я наделала много наглядностей, картинок разных, чтобы ребятам было всё доступно, понятно, чтобы научились писать, читать, считать, задачки решать. Еще и открытые уроки давала — для учителей, директоров, райкома, хотя сама, считай, только училась работать в новых условиях. В конце года приехала наш куратор, провела контрольные работы по письму и по математике, и, может, человека два только написали на четверки, остальные на отлично. И чтение у ребят оказалось на достойном уровне».

Потом эти дети ушли в первый класс, а Зинаида Григорьевна взяла себе новую нулёвку. И так восемь лет подряд.

После выхода на заслуженный отдых опытная учительница продолжала работать: в группе продленного дня, на замене декретных отпусков в Балашевичской и Дубровской школах. И всюду оставалась верной своему педагогическому кредо: «Чтобы получалось, надо любить свою работу, любить детей. В профессии учителя не должно быть места понятию «для галочки». Всё должно быть обстоятельно, ответственно, достойно».

О. ВАСИЛЕВСКАЯ

Фото из архива З. БЕРЕЗОВСКОЙ

Последние новости

Актуально

Что нужно знать владельцам велосипедов

12 июля 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко заслушал телефонные доклады главы МЧС и управделами Президента

12 июля 2025
Читать новость
Год благоустройства

В парке напротив СШ № 2 Глуска продолжаются работы по благоустройству

12 июля 2025
Читать новость
АПК

В Глусском районе прошли “Зажинки”. Фоторепортаж

11 июля 2025
Читать новость
Актуально

Будьте осторожны на воде

11 июля 2025
Читать новость
Год благоустройства

Ремонт в Глусской детско-юношеской спортивной школе

11 июля 2025
Читать новость