Темы

Об автобусах, маршрутах и делах на предприятии

Об автобусах, маршрутах и делах на предприятии

В мои студенческие годы, когда маршруток и личного транспорта было поменьше, а очереди на автовокзалах — побольше, уехать из дома в город и обратно иногда было проблематично. Думаю, многие глусчане моего возраста и старше помнят, как нужно было брать штурмом автобус на самом, пожалуй, популярном тогда направлении «Глуск — Осиповичи». Обратив недавно внимание на большой, но полупустой автобус, отправлявшийся в Бобруйск, подумала: а чем живет сейчас глусский Автопарк, как зарабатывает деньги, какие планы строит? Обо всем этом и спросила у его директора Александра СЫТЬКО.

— Александр Владимирович, чем живет сейчас ваше предприятие?

— Если буквально, то «живем» тем, что зарабатываем на работе грузовых автомобилей, сегодня это — основной источник наших доходов. Все грузовики исправны, в случае поломки оперативно ремонтируются, и работой, к счастью, они обеспечены. Сейчас 10 МАЗов занято на строительстве дороги «Минск — Гомель», на участке между Бобруйском и Жлобином, 6 МАЗов работают в нашем районе по заявкам организаций — «Жилкомхоза», ПМК-249, СПК, во время уборочной были заняты на перевозке зерна. Заказы для грузовых автомобилей ищем, где только можно. Правда, есть проблема — нехватка топлива, без которого, как известно, машина не поедет. Работаем, как говорится, буквально с колес, но возникает еще одна проблема — неплатежи со стороны организаций как района, так и других. Почти 900 миллионов рублей в общей сложности нам сегодня должны хозяйства района, 309 миллионов — Могилёвский комбинат хлебопродуктов. 

— А как же автобусные перевозки?

— Это вопрос, признаюсь честно, наболевший. Сейчас у нас действует 14 пригородных, 2 городских и 4 междугородних маршрута. С каждым годом уменьшается количество пассажиров, связано это с тем, что выросло количество личного автотранспорта, появились частные перевозчики, да и в целом население района уменьшается. Междугородние автобусы не дотируются из бюджета, то есть в идеале должны сами на себя зарабатывать. Это в идеале, а на деле за 8 месяцев этого года междугородние маршруты принесли нашему автопарку 208 миллионов убытков, самое убыточное направление здесь — «Глуск — Могилёв». Единственный прибыльный «межгород» — это рейс в 15:00 на Минск и обратно, за январь — август он заработал 68 миллионов прибыли.   

— Не будет ли возобновлено ежедневное автобусное сообщение с Осиповичами?

— Это направление за 8 месяцев года дало нам убытков на 52 миллиона, поэтому речи о ежедневных рейсах не ведется. То же касается остальных действовавших, но закрытых маршрутов: утренний на Минск, на Горки, в 5 утра на Бобруйск. Все они были закрыты в связи с отсутствием пассажиров и очень большой убыточностью, и вопрос о возобновлении не ставится. Наши водители с удовольствием бы работали на разных направлениях и зарабатывали себе зарплату, но в том-то и дело, что междугородние маршруты себя давным-давно не оправдывают.

— В те времена, когда я была студенткой и ездила на автобусах, иногда случалось так, что накануне праздников автобус не вмещал всех желающих уехать. Как обстоят с этим дела сейчас?

— В праздники и большие выходные, когда ожидается большее количество пассажиров, в случае необходимости мы даем не маршрутку, а большой автобус, дополнительные автобусы. Связываемся с автовокзалами Минска, Могилёва и выясняем, сколько человек купили билеты предварительно. Так и службы этих автовокзалов, когда видят, что билетов продано уже достаточно много, сообщают нам об этом, чтобы мы могли скорректировать график и дать больший автобус. Но скажу, что пассажиропоток и в праздничные дни уменьшается: если года три-четыре назад мы давали на Радоницу до пяти дополнительных автобусов на Минск, сейчас — только один.

— Бывает, в редакцию звонят люди и жалуются на то, что невозможно из деревни доехать в Глуск в будний день, кроме среды и пятницы.

— Скажу так: существуют социальные стандарты, и их мы выполняем. В центральную усадьбу хозяйства, сельсовета или в агрогородок автобус должен ходить четыре раза в неделю по два оборота (у нас это утром и днем), в остальные населенные пункты — два раза в неделю по два оборота. Сверх стандартов, то есть ежедневно, мы пускаем автобусы в те деревни, где есть школьники, но отсутствует их подвоз к учебным заведениям, сейчас это направления на Городок и Борисовщину. С просьбами возобновить ежедневные рейсы по их маршруту обращались жители Заелицы и Славкович, где учеников сейчас тоже забирает школьный автобус. Мы пошли навстречу этим просьбам, и с 28 сентября автобус «Глуск — Зорька» ходит ежедневно. Но ситуацию с этим направлением мы держим под контролем, будут пассажиры — будет и автобус, не будет пассажиров — придется этот маршрут отменить.

— Вы говорили, что главный источник доходов вашего предприятия — грузоперевозки. А как еще Автопарк зарабатывает деньги?

  Неплохую прибыль приносит станция диагностики. За 8 месяцев ее доход составил 353 миллиона рублей, чистая прибыль из них — 122 миллиона.

Уже довольно продолжительное время мы оказываем экскурсионные услуги. В январе — августе у нас состоялось 24 поездки, в которые мы свозили более 1 000 человек, большинство из них — школьники. Раньше было больше взрослых и география поездок была более широкой, в ту же Украину, Россию. Сейчас экскурсии организуем в основном по Беларуси, хотя летом была одна в Петербург. Доходы от этой деятельности за 8 месяцев составили 227 миллионов рублей, прибыль — 49 миллионов.

— Ну что ж, желаю вам прибыльной деятельности и в дальнейшем, меньше убытков, и спасибо за беседу.

Оксана ВАСИЛЕВСКАЯ

Фото Ирины ГРОМЫКО

Последние новости

Образование

В Глусском районе с 8 по 12 сентября проходит Неделя Белорусской республиканской пионерской организации

11 сентября 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко провел встречу с представителем Президента США Джоном Коулом

11 сентября 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко принял верительные грамоты послов зарубежных стран

11 сентября 2025
Читать новость
АПК

У Никиты Прибыша — своя тысяча!

11 сентября 2025
Читать новость
Власть

Госнаград удостоены 68 представителей различных сфер деятельности 

11 сентября 2025
Читать новость
Актуально

Всемирный день оказания первой помощи отмечается 13 сентября

11 сентября 2025
Читать новость

Рекомендуем