Темы

Заволочицы: историческое значение и туристический потенциал

Заволочицы: историческое значение и туристический потенциал
Последним владельцем усадьбы в Заволочицах был помещик Гатовский. Дом построен в 1914 году.

Так уж сложилось, что, если мы планируем экскурсию, хотим увидеть интересную историческую или природную достопримечательность, обязательно должны поехать куда-то очень далеко от своего дома. К своим местным объектам мы вроде бы уже привыкли, все их знаем. «А что у нас смотреть?» — скажут пессимисты и те, кто мало интересуется историей и природой нашего района. «Да у нас на Глусчине не один туристический маршрут можно проложить», — ответят оптимисты, краеведы и местные историки. И будут правы.

Один из таких возможных туристических объектов находится в деревне Заволочицы Глусского района. Это помещичий усадебный дом, которому уже больше ста лет. Год постройки — 1914-й. Большинство глусчан и жителей нашего района знают, видели или хотя бы слышали о нем. Но не все знают его историю. А она очень интересная, насыщенная разными фактами и даже легендами. Рассказала нам о Заволочицах, о помещичьем доме и о многом другом библиотекарь сельской библиотеки Тамара Кулик. Все эти сведения она по крупицам собирала долгие годы — в основном это воспоминания старожилов деревни.

Один из мелиоративных каналов, построенных Иосифом Жилинским, находится прямо во дворе жительницы Заволочиц

— История заволочицкой усадьбы, — рассказывает Тамара Георгиевна, — началась с 1886 года, когда здесь решил обосноваться геодезист, генерал от инфантерии Иосиф Жилинский. Дело в том, что его жена Антонина владела имением во Дворце (в пяти километрах от Заволочиц). Но Дворец находился далековато от Московско-Варшавского шоссе, что было неудобно для частых поездок Жилинского. Поэтому было решено «за волоками» (на месте современных Заволочиц), ближе к тракту, построить новый дом и спиртзавод. Но, прежде чем приступить к строительству, генерал решил провести на этой территории мелиорацию, потому как здесь было сплошное болото. В скором времени была построена целая сеть различных мелиоративных каналов, проложены дренажи. Сегодня, конечно, многие каналы уже не работают, но есть еще и действующие. Самый большой канал начинается от деревни Поляна, доходит до пруда в Заволочицах, впадает в него, а затем идет в Птичь. Кстати, в пруду есть шлюз, который можно открыть и спустить всю воду в реку, если, например, нужно водоем почистить. Кроме каналов, в мелиоративную систему входит и дренаж — вся территория деревни и вокруг нее устлана глиняными трубами, которые вкладывались в глиняные кожухи и закапывались в землю.

Тамара Георгиевна провела для нас небольшую экскурсию по сохранившейся в деревне мелиоративной системе. Сейчас каналы проходят и между подворьями сельчан, и прямо во дворах. А вот у Николая Александровича Байборацкого вместо канала на участке есть маленький пруд, в который выведена дренажная глиняная труба. Летом во время жары уровень воды в прудике падает, и тогда трубу можно увидеть, а хозяин обязательно чистит дренаж от ила и засоров, которые там скапливаются.

Лет 10—15 назад на подворье Ларисы Степановны Пилипенко, когда сеяли картошку, плугами вывернули из земли глиняные трубы и кожухи. Жители Заволочиц удивлялись: прошло более 100 лет, а трубы выглядели, как новые, будто бы их только что привезли с завода.

— Мелиоративные работы Жилинский начинал от деревни Поляна, — продолжает свой рассказ Тамара Георгиевна, — где тоже вся территория была заболоченной. Поэтому он решил сделать удобную для подвоза труб, инструмента дорогу, которая и по сегодняшний день называется Высокой. Возможно, такое название она получила потому, что была насыпана выше относительно остальной территории. Вдоль этой дороги, вымощенной большими камнями, были прокопаны каналы, которые все шли к основному. Сейчас по этой дороге никто не ходит, не ездит, она зарастает кустами, деревьями, но до сих пор еще угадываются ее очертания. (С Тамарой Георгиевной мы съездили на Высокую дорогу, ее вполне можно разглядеть. — Авт.) Летом там много красноголовиков, а зимой охотники идут туда на зайцев. Когда мелиоративные и строительные работы были закончены, Иосиф Жилинский перевез свою семью из Дворца в Заволочицы. Двухэтажный деревянный особняк, украшенный красивой резьбой, находился немного позади от места, где расположен нынешний сельский Дом культуры. Жила семья здесь не постоянно, а только наездами. В отсутствие хозяев всеми делами занимался управляющий имением, одно время это был Гедимин Ежи (Юрий) Булгак. Его жена Альдона (в девичестве Дзержинская) приходилась сестрой известному революционеру Феликсу Дзержинскому.

С семьей Иосифа Жилинского связана и приключенческо-романтичес-кая история. У генерала было три дочери: Александра, Мария, София. Речь пойдет о судьбе старшей дочери Александры. Была она красавица, такая, что глаз невозможно отвести. И вот влюбилась она в помещика Гриценко из Глуши и собиралась за него замуж. Иосиф Жилинский был категорически против этого брака, потому что Гриценко все знали как заядлого картежника. Он проиграл в карты свои деревни, крестьян. Однажды ночью Александра сбежала из отцовского дома. На окраине деревни ее уже ждал возлюбленный. В Городке, в Космодамиановской церкви, их уже ждал священник, который и провел венчание. Отцу ничего не оставалось делать, как признать брак старшей дочери. К  сожалению, ни большая любовь, ни брачные клятвы не изменили заядлого игрока Гриценко. Однажды к нему в имение в Глуше попросились переночевать проезжавшие по Варшавскому шоссе помещики. Не обошлось, конечно же, в тот вечер и без карточной игры. Владельцу Глуши не повезло: игра пошла неудачно и он проиграл эту деревню. Осталась во владении семьи последняя деревня — Городок. Но Городок принадлежал его матери, и играть на него он не рискнул. Тогда Александра предложила поставить на кон… ее. Но опять не повезло — Гриценко проиграл свою жену. Утром гости уехали и увезли с собой Александру. Среди этих заезжих помещиков был Ян Якуб Офенберг (барон, врач, общественный деятель) — именно ему досталась жена неудачливого карточного игрока. Позже Ян и Александра полюбили друг друга и поженились.

В 1903 году жена Иосифа Жилинского тяжело заболела и умерла. Больше с Заволочицами генерала ничего не связывало. В 1910 году, по одной версии, он продал имение, а по другой — проиграл в карты. Следующими владельцами Заволочиц стали инженер-строитель из Санкт-Петербурга Александр Гатовский и его жена Екатерина. Старожилы вспоминали, что новый помещик бывал в Заволочицах очень редко, а вот его жена здесь жила постоянно. Всем хозяйством ей помогал управлять некто Янушевский. Екатерина Гатовская была очень злая, деспотичная особа. Издевалась над крестьянами. Но они понимали и прощали всю ее злость и неприязнь к людям. Оправдывали такое ее поведение тем, что она была бездетной. В 1912 году в помещичьем доме произошел пожар, и часть особняка сгорела. Ходили слухи, что поджог совершила сама помещица. Усадьба была застрахована на огромную сумму, о величине которой можно судить по тому, что на полученную страховку Екатерина оплатила все карточные долги своего мужа и построила новый дом, который и сохранился до наших дней. Построили его быстро, за два года, к 1914-му. Правда, пожила помещица Гатовская в новом доме недолго. Сначала грянула Первая мировая война, а потом и время революций наступило. После Октябрьской революции 1917 года Екатерина Гатовская уехала в Минск, где организовала антибольшевистскую банду, руководила ею и всячески вредила советской власти. В 1921 году чекисты ее выследили, и при попытке к бегству Екатерина была убита. После установления советской власти в доме Гатовских в разное время были клуб, библиотека, сберегательная касса, почта, хлебопекарня, мясной магазин. Здесь до войны жили почти все директора совхоза и даже рабочие. Долгие годы в помещичьем доме размещалась контора совхоза «Заволочицы». Во время Великой Отечественной войны в помещичьем доме располагалась немецкая комендатура. После освобождения, уже в 1950-е годы, правая половина подвала усадебного дома использовалась Бобруйским военным округом — здесь было бомбоубежище для высшего военного командования округа. Надо сказать, что здание за сто лет не изменилось — никто ничего не переделывал. В одной из комнат сохранился в неизменном виде камин. Несколько лет назад на балконе планировали сделать ремонт. Здесь были кованые, ручной работы перила, которые сняли перед началом ремонта. Но он так и не был закончен, а старинные перила неожиданно нашли себе нового хозяина в лице одного из сельчан.

В подвале усадебного дома

Чтобы прочувствовать дух старины, мы с Тамарой Георгиевной спустились в подвал усадебного дома. Там очень холодно и темно — пришлось светить себе фонариками, благо, они есть сейчас в каждом смартфоне. В помещениях подвала во время Великой Отечественной войны была тюрьма. Сюда фашисты привозили всех, кто сопротивлялся оккупационному режиму, — партизан, подпольщиков, обычных граждан. Потом их отправляли в гестапо в Бобруйск или Старые Дороги. После войны в подвале размещались мясной магазин и хлебопекарня. С одним из работников хлебопекарни связана мистическая история. Пришлось как-то ему остаться в пекарне на ночь. Устроился он на ночлег на большом ящике с мукой. Постелил что-то под голову и лег отдыхать, глаза закрыл. Вдруг слышит: по коридору подвала как будто лошади с телегой идут — цокают копытами, фыркают. Вроде бы и извозчик за ними идет. Прошли мимо дверей хлебопекарни и дальше двинулись — звуки удаляться стали, а потом и вовсе исчезли. Все время, пока доносилось лошадиное фырканье, работник боялся пошевелиться и даже глаза открыть — страху натерпелся немало. Ну а мы в подвале ничего сверхъестественного не увидели и не услышали. Из неприятного здесь только мусор. В подвале крепкие деревянные двери, большие просторные помещения, где, наверное, хранились хозяйские припасы. Когда-то здесь было электричество — на потолке остались обрезанные провода, цоколи от лампочек. С нами на экскурсию в подвал пошел местный паренек. Оказывается, он здесь был впервые. Я даже удивилась такому отсутствию интереса к старинному, можно сказать, загадочному месту со стороны заволочицких мальчишек. А может, и правильно делают, что не ходят туда, ведь в каждом старинном особняке должен быть свой хранитель в виде бестелесного создания. Возможно, есть такое маленькое привидение и в заволочицкой усадьбе.

Внутри одного из подвальных помещений

Кстати, об особняке Жилинского-Гатовского знают не только глусчане и бобруйчане. На сайте набирающей популярность туристической игры геокэшинг, суть которой — найти с применением спутниковых навигационных систем тайники, спрятанные другими участниками игры, упоминается усадьба в Заволочицах. В 2014 году на сайте игры geocaching.su одним из ее участников был создан тайник (задание): в заволочицкой усадьбе игрокам нужно было найти инвентарный номер, написанный синей краской со стороны полукруглой пристройки. В 2015 году тайник нашел российский любитель геокэшинга из города Магнитогорска Челябинской области Дмитрий Копылов. Я пообщалась с ним через социальную сеть «ВКонтакте», и вот что он мне рассказал о своем путешествии в Беларусь и в Заволочицы:

— Это было мое первое длительное и по времени, и по расстоянию путешествие:  в одну сторону я проехал почти 3 000 километров. От путешествия по Беларуси у меня только положительные впечатления — хорошие дороги, засеянные поля, Мирский и Несвижский замки (просто сказка!), костелы. Целью моей поездки был Брест, а по дороге я попутно посмотрел и другие города. В Заволочицы заезжал специально за тайником (геокэшингом увлекаюсь с 2011 года). Усадьбу осмотрел только снаружи. Видно, что здание старое, историческая достопримечательность, которой требуется реставрация. Еще сильно впечатлили меня в Заволочицах аисты. У вас на них не обращают внимания, а в наших краях они в диковину, и впервые я с ними встретился именно в этой поездке. Я был поражен, увидев в Заволочицах из одной точки сразу три огромных гнезда, в которых сидело по аисту. Здорово, что они не боятся строить свои гнезда рядом с человеческим жильем.

К сожалению, усадьба Жилинского-Гатовского в Заволочицах не внесена в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. Но для Глусского района она имеет не только историческое значение, это еще и наш туристический потенциал.

 Ольга ЯНУШЕВСКАЯ

Фото Сергея РУДИНСКОГО

Последние новости

Общество

Профсоюзы Глусчины: движение вперед

25 апреля 2024
Власть

Заседание ВНС в качестве конституционного органа впервые состоялось 24 апреля, принятые решения подписаны избранным председателем

25 апреля 2024
Актуально

Об ответственности за распространение экстремизма

24 апреля 2024
Общество

Олег Дьяченко: “Наша сила – в единстве и сплочённости”

24 апреля 2024
Общество

День призывника состоялся в Глуске

24 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Путь к Победе. Хроника освобождения Беларуси (1943—1944)

24 апреля 2024
Общество

Внимание! Нужна помощь в поисках человека!

24 апреля 2024
Актуально

Районный день охраны труда прошел в Глуске

23 апреля 2024
Общество

Анжела Полупанкова: всё происходящее на ВНС буду рассматривать с точки зрения защиты человека-труженика

23 апреля 2024
Власть

Говорят делегаты ВНС. Председатель Глусского райисполкома Алексей Журавлёв

23 апреля 2024

Рекомендуем

Власть

Алексей Журавлёв назначен председателем Глусского райисполкома

22 апреля 2024
Есть вопрос? Есть ответ!

На связи с читателем. Кто должен строить гнезда аистам?

15 апреля 2024
Актуально

Все в банк! Новый порядок получения пенсий и детских пособий

14 апреля 2024
Общество

Новый состав молодежного парламента избрали в Глуске

12 апреля 2024
Общество

От досуга до спартакиады. «Афганцы» предлагают сделать турнир по бильярду в Глуске ежегодным

12 апреля 2024
АПК

Працоўныя будні ў «Зары Камуны» Глускага раёна

18 апреля 2024
Культура

Афиша выходного дня: выставки, фильмы, танцы в Глуске

12 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Интеллектуальная игра «Эрудит» прошла в Глуске

19 апреля 2024