Темы

Два глусских гимназиста будут участвовать в республиканской олимпиаде

Два глусских гимназиста будут участвовать в республиканской олимпиаде

Перейдя в седьмом классе из сельской белорусскоязычной школы в гимназию Глуска, дома с родными Степан Кастюкевич и сейчас часто разговаривает по-белорусски: говорит, без практики теряются особенности произношения, забываются навыки говорения. Однако это не единственный фактор, благодаря которому девятиклассник гимназии Глуска завоевал в этом году диплом 2-й степени на областной олимпиаде по белорусскому языку и литературе.

«Степан из тех, кто любит и умеет учиться, — дает характеристику ученику заместитель директора гимназии Людмила Маевская. — От природы одаренный, о таких говорят: боженька поцеловал. Степан прекрасно понимает, что только на природных данных долго не продержишься, их нужно развивать, постоянно совершенствоваться, углублять знания. Он целеустремленно и последовательно идет вперед».

И это касается не только белорусского языка, Степан признается, что практически все школьные предметы идут у него одинаково ровно, не вызывая сложностей. Тут не могу не сказать, что в прошлом учебном году Степан Кастюкевич был участником областного этапа олимпиады по математике. Кому-то может показаться удивительным такой зигзаг, от математики к языку, но на самом деле никакой смены интересов не было, говорит Степан, с математикой он и сейчас продолжает дружить. Просто на областную олимпиаду по белорусскому языку и литературе отбирают начиная лишь с 9-го класса, а по математике — уже с 8-го. Его результат на районной олимпиаде по математике позволил пройти в следующий тур, так почему и нет? Как минимум Степан получил полезный опыт и в этом году уже на олимпиаду по белорусскому языку отправился более уверенным. Тем более, признается, этот учебный предмет ему всё же чуточку ближе, чем остальные.

Олимпиада по белорусскому языку и литературе состояла из двух больших испытаний: требовалось написать отзыв на литературное произведение и выполнить задания комплексной работы. Из ста возможных баллов Степан Кастюкевич набрал 74,85 и получил, таким образом, 2-е место. (В олимпиадах школьников диплом зависит от фиксированного количества баллов, а не по системе «кто больше».) Обидно: до первого места ему не хватило 0,8 балла. В рейтинге участников олимпиады наш гимназист оказался третьим, а первые пять человек попадают в сборную области для участия в заключительном, республиканском, этапе. И еще один бонус: как призер областной олимпиады Степан освобождается от экзамена по белорусскому языку за девятый класс.

Республиканский этап не за горами, на весенних каникулах, и Степан усиленно к нему готовится. Ежедневно и практически ежечасно. И это не метафора и не красивые слова. Повторять правила, практиковаться в произношении, писать отзывы и заучивать наизусть цитаты он может и ранним утром, и поздним вечером. Тем более что учитель белорусского языка и литературы Ирина Ивановна всегда рядом — «по совместительству» она мама Степана Кастюкевича.

Однако для всего этого — учить, разбираться, запоминать, тратить на занятия свободное время — обязательно желание самого ученика, уверен Степан. Заставить подростка заниматься помимо его воли трудно. Ну и, бе-зусловно, чтобы достичь результата, нужно забыть о лени: только регулярные повседневные занятия. И уже всё это вместе взятое: желание учиться, кропотливый постоянный труд, стремление идти вперед, показать себя и свое учебное заведение плюс немного везения — может привести к успеху.

Такое наблюдение: большая часть нынешних участников ездила на областную олимпиаду по учебным предметам и в прошлом учебном году. И некоторые из них свой результат сейчас улучшили. Как, например, гимназист Александр Скубилов. В прошлом году он хорошо выступил на районном этапе олимпиады по физической культуре и здоровью, прошел на область и там был награжден поощрительным дипломом. В этот раз Александр привез из Могилёва диплом 2-й степени.

Любовь к спорту накрыла Александра в седьмом классе, но серьезные результаты пришли только спустя два года. Работа, работа и еще раз работа — вот то, что десятиклассник называет залогом своего успеха. Ведь, как он сам признается, природного таланта, природных данных у него нет. Но есть желание добиться максимально возможных результатов. «Целеустремленность и работоспособность, пожалуй, главные Сашины качества», — говорит замдиректора Людмила Маевская. А еще отмечает она роль учителей, Анатолия Николаевича Медведко и Инны Николаевны Ляпко, которые сумели замотивировать мальчика.

Сейчас в недельном расписании десятиклассника Александра Скубилова — шесть тренировок по плаванию (ходит на две секции), пять тренировок по волейболу (тоже две секции). То есть сразу после уроков у него бассейн, затем волейбол, домой попадает ближе к девяти вечера. При этом средний балл в дневнике — 8,9. Когда всё это успевает? Во-первых, научился планировать и распределять свое время, говорит мой собеседник. «Во-вторых, он очень результативно, по максимуму, работает на уроке, и тогда дома не надо тратить время на то, чтобы разобраться в теме», — добавляет заместитель директора.

Надо сказать, что для олимпиады по физкультуре мало быстро бегать и хорошо играть в футбол. Она включает несколько этапов, в том числе теоретический. Вот навскидку несколько вопросов из этого этапа. В каком году на Олимпийских играх впервые были представлены соревнования по прыжкам на батуте? (в 2000-м). Кто из белорусских спортсменов в 1992 г. был признан лучшим спортсменом и награжден призом «Джесси Оуэнса»? (гимнаст Виталий Щербо). Какую медаль завоевал в составе сборной СССР по футболу Александр Прокопенко на XXII Олимпийских играх в Москве? (бронза). Мышцы с одним брюшком и двумя сухожилиями называют… (простыми).

«Поверьте, когда в 9-м классе Анатолий Николаевич предложил поучаствовать  в олимпиаде, я даже не знал, кто такая Дарья Домрачева, не говоря уже обо всём остальном», — честно признается Александр. Тем не менее теперь, проштудировав всевозможные источники и прорешав все изданные тематические тесты, гимназист в своих знаниях достаточно уверен. На областной олимпиаде в теоретическом туре он был по баллам пятым.

В практической части участникам необходимо было проплыть 50 метров вольным стилем, продемонстрировать свои умения владеть элементами спортивных игр (гандбола, футбола, волейбола и баскетбола), пройти тестирование физподготовки (подтягивание, прыжок в длину с места, челночный бег).

«Досадно, что с плаванием, с которого и начиналось мое увлечение спортом, получилось не так хорошо, как бы я хотел, — рассказывает Александр. — Мой изначальный результат — 33 секунды, и я никак не могу его улучшить, на олимпиаде проплыл за 32,3 секунды, и это 16-й результат среди участников. С другой стороны, парень, показавший 11-й результат, проплыл дистанцию за 32,0 секунды, получается, доли секунды отделяют пятерку мест».

По итогам областной олимпиады Александр Скубилов вошел в пятерку лучших и в состав областной сборной. Паники перед республиканским этапом, говорит спортсмен, он не испытывает, знает, что в стрессовых ситуациях спасут только уверенность и спокойствие, а пока нужно готовиться, исправлять ошибки, собираться с силами, выходить на пик формы.

Оксана ВАСИЛЕВСКАЯ

Фото автора

Последние новости

Актуально

Дефициты каких витаминов и микроэлементов часто встречаются у женщин в возрасте 35+? Отвечает нутрициолог

16 мая 2025
Читать новость
Образование

Министерство образования обновило перечень рабочих профессий для школьников

16 мая 2025
Читать новость
Общество

Что интересного предложит 3—7 июня белорусская агропромышленная неделя

16 мая 2025
Читать новость
Общество

Поздравления принимали работники физической культуры и спорта Глусчины

16 мая 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко о предстоящих военных учениях с Россией: ни на кого нападать не собираемся

16 мая 2025
Читать новость
Общество

Глуск принимал участников Международного молодежного форума «Молодежь Евразии — за мир»

16 мая 2025
Читать новость

Рекомендуем