Переход к жизни вечной
Через два дня, 28 августа, праздник Успения Пресвятой Богородицы. Это один из 12 главных праздников православной Церкви. Успение Божией Матери — это день Ее разрешения от земной жизни и перехода в Царство Невечернего Света. Кончину Пресвятой Богородицы называют успением, потому что Она как будто на какое-то время уснула и ото сна взошла к вечной жизни. Однако у некоторых людей все же возникает вопрос: как можно праздновать день успения, то есть день смерти? Митрополит Антоний Сурожский напоминает нам, что здесь надо помнить две вещи. Да, для остающихся на земле смерть является горькой, болезненной разлукой с близким, дорогим нам человеком. Но для умирающего его смерть, успение является торжественной, величественной встречей его живой души с живым Богом. В течение всей нашей жизни мы стремимся к той ее полноте, которую обещал нам Господь. Знаем мы это или нет, верим мы в это или нет, но эту полноту мы можем найти только в Боге. И вот все знавшие это, святые, верующие, и колебавшиеся, и не знавшие этого, и даже всю жизнь отрицавшие это в день, когда их душа отлучится от тела, окажутся перед Богом, Который есть жизнь, радость и красота. И, как писал отец Александр Ельчанинов, нет такой души, которая, узрев Божественную красоту, объятая Божественной любовью, не преклонится перед Богом. На всех путях своей жизни человек ищет этой неизреченной красоты, этого смысла, этой всё побеждающей, всё очищающей, всё преображающей любви. Антоний Сурожский пишет: «Когда мы сами находимся перед лицом смерти близкого человека, как бы глубоко ни было наше горе, как бы ни рвалась наша душа, мы должны суметь перекреститься, поставить себя под и перед крестом Господним и сказать: «Да, Господи! Меня постигло самое, может быть, великое горе, которое могло постичь меня, но я радуюсь, что живая душа любимого мне человека удостоилась сегодня встать перед славой Твоей и приобщиться полноте жизни и этой преображающей славе».
В Русской православной церкви праздник Успения исторически является одним из самых любимых и долгожданных, ведь он, как и Пасха, напоминает о жизни будущей, лучшей, о том, что земная кончина для христианской души временна, это соединение с Богом, переход душой, духом и плотью в вечность.