Темы

А как у них? Белорусские учителя познакомились с опытом чешских коллег

А как у них? Белорусские учителя познакомились с опытом чешских коллег

Многие думают, что учителя, как и их ученики, во время школьных каникул отдыхают. Занятий же нет — что еще делать? Но это мнение ошибочно. На каникулах, когда нет уроков, у учителя есть возможность поучиться самому. Нет, не думайте, что наши педагоги некомпетентны. Но учительская профессия обязывает постоянно пополнять свои знания, учиться чему-то новому, чтобы идти в ногу со временем, чтобы не отставать от быстро развивающегося информационного общества. Глусские педагоги так и делают. Например, учитель истории и обществоведения гимназии Глуска Сергей Сергеев на весенних каникулах (с 27 марта по 1 апреля) в составе делегации учителей из Беларуси побывал в Чехии, в образовательной поездке. Организаторами ее выступили Национальный институт образования Республики Беларусь и Ассоциация международных связей (Чешская Республика). Белорусские педагоги побывали в Праге, посетили несколько школ, познакомились с опытом чешских коллег по развитию медиаобразования (направление в педагогике, основная задача которого — подготовить детей к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить их понимать ее, оценивать ее достоверность, осознавать последствия ее воздействия на психику). Своими впечатлениями о поездке Сергей Евгеньевич поделился и с нами.

— Эта поездка была очень интересной, насыщенной и познавательной, — рассказал он. — Связана она была с международным чешско-белорусским проектом по медиаобразованию, который существует и активно работает уже несколько лет. Среди белорусских педагогов медиаобразование, как одно из самых популярных педагогических направлений в мире, тоже активно начинает использоваться, поэтому интересно было познакомиться с опытом чешских коллег по развитию этого направления. За время поездки мы посетили три школы — большую городскую в Праге, сельскую школу на 90 человек в деревне Паненски Тынец и школу на 600 человек в городке Печки (его можно сравнить по количеству населения с Глуском). Мы знакомились с новыми технологиями в медиаобразовании и с системой образования в чешских школах в целом. Надо сказать, что с белорусской системой она немного схожа, но есть и существенные отличия. Так, в чешских школах больше свободы как для ученика, так и для учителя. В чем это проявляется? Для учителя, например, свобода в том, что каждое учебное заведение может самостоятельно формировать свои учебные программы, утверждать их и работать по ним. В совет школы входит девять человек: три учителя, три родителя и три человека из мэрии. Именно они решают все вопросы, связанные с жизнью и работой школы в учебном году. Для учеников свобода выражается, например, в отсутствии жестких дресс-кодов. Все дети одеты очень просто, впрочем, как и учителя. Ни в одной школе мы не увидели строгих официальных деловых костюмов ни на учениках, ни на педагогах. В Чехии в плане одежды вообще действует принцип: «Чем проще, тем лучше». Еще одна отличительная черта чешских школьников, которая бросилась в глаза, — раскрепощенность. Дети в присутствии иностранной делегации, которая пришла к ним на урок, вели себя абсолютно спокойно, непринужденно. В одном из классов школьники на одной половине доски нарисовали чешский флаг и в виде рисунков обозначили характерные черты своей родины, а на другой половине нарисовали белорусский флаг, драники, самую высокую точку Беларуси, еловый лес, озеро. Это было своеобразное приветствие для нас.

Впечатлило техническое оснащение школ. Интерактивные доски есть не в каждом кабинете, но зато в каждом классе, кроме обычной доски, есть проектор, который можно задействовать на уроке ежедневно. У каждого учителя есть персональный компьютер с выходом в интернет. Все эти технические приспособления необходимы для того, чтобы учить детей медиаграмотности.

Учебники у ребят по формату больше напоминают журналы. В них очень много картинок, наглядности. И вообще, весь урок по любому предмету построен так, чтобы детям дать возможность не только услышать или прочитать, но и потрогать, сделать что-то своими руками, провести эксперимент и так далее.

В школах нет бумажных классных журналов, а у детей нет привычных для нас дневников. Такая документация уже перешла в цифровой вариант — электронные журналы и дневники. (К 2020 году ввести электронные журналы и дневники планируется в 70 % школ Беларуси. — Авт.). Например, в таком дневнике учитель не только выставляет оценку, но и может ее прокомментировать для родителей. Кстати, система оценок в чешских школах от 1 до 5 баллов, причем 1 — это отлично. В чешских школах есть еще один интересный момент: кроме педагога, в классе работает еще и помощник учителя. Например, если ребенок стеснительный, трудно усваивает материал или у него есть какие-то психологические проблемы, то с ним на уроке занимается (помогает ему) помощник учителя. Так, в пражской школе работает 20 учителей и семь помощников. И в сельской школе, где в классе занимались три ученика, такая помощница у учителя тоже была.

Еще один интересный момент: все стены в школах увешаны только детскими работами. Сейчас в европейских школах практикуется такая система, при которой любая детская работа (рисунок, поделка или что-то другое), красивая или не очень, заслуживает внимания — она должна быть выставлена, озвучена.

В школах Чехии, как и у нас,  существуют свои проблемы. Например, дети не любят читать или читают очень мало. И родители своим маленьким детям тоже почти не читают книг. Нам рассказали об очень интересной акции, которая проводилась по всем школам страны, — «Ночь с Андерсеном». Ее цель — вызвать интерес к чтению. Проходила она так. В пятницу вечером ученики младших классов оставались ночевать в школе. Родители привезли детям пледы, одеяла, подушки. Накануне в школе проводились мероприятия: старшеклассники разыгрывали мини-спектакль по мотивам сказок, дети участвовали в квестах. А вечером перед сном учителя зажгли свечи и в такой обстановке читали детям сказки Андерсена. Детям было очень интересно не только послушать сказки, но и переночевать в школе.

Запомнился еще один интересный факт: в сельской школе в деревне Паненски Тынец нет звонков на урок и с урока, но это не сказывается на школьной дисциплине — учителя и дети просто следят за временем и, отработав положенные 45 минут, расходятся на перемену. При всем том, что в чешской школе царит определенная свобода и демократический уклад, тут везде порядок и организованность как со стороны педагогов, так и со стороны (что очень важно) учеников.

В одной из школ, где мы были, чтобы заработать дополнительный доход (внебюджетку), дети собирают апельсиновые корки. Приносят их из дома и ссыпают в большие мешки, которые стоят в школе, а потом их везут на переработку. Вырученные деньги идут на призы, подарки для детей.

Что можно было бы позаимствовать из опыта чешской школы для нас? Думаю, медиаобразование — как раз то, что можно и нужно у нас применять. Чешские педагоги активно на уроках используют информационные возможности интернета. Показывают детям, как правильно пользоваться поисковыми системами, как найти нужную информацию на YouTube и других интернет-ресурсах. Ведь книги на бумаге постепенно уходят в прошлое, а будущее именно за интернетом. И нужно научить детей правильно и безопасно для них искать там необходимую для развития и учебы информацию.

Подготовила Ольга ЯНУШЕВСКАЯ

Фото из архива Сергея Сергеева

Последние новости

Общество

Лагатып да 100-годдзя з дня ўтварэння Глускага раёна выбраны

4 мая 2024
Общество

Глусский район — на Доске почета Могилёвской области

3 мая 2024
Власть

«Не просто впечатляет». Лукашенко о предварительных результатах проверки дежурных сил ВВС и войск ПВО

3 мая 2024
Актуально

Более 400 кг некачественных мясных изделий и рыбы нашел Госконтроль в «Светофоре»

3 мая 2024
Актуально

Информация для владельцев собак

3 мая 2024
Духовность

Расписание богослужений и освящения пасхальных приношений в православных храмах Глусского района

3 мая 2024
Общество

В Глуске отпраздновали Первомай — Праздник труда, весны и мира

3 мая 2024
Общество

На сувязі з чытачом. Па маршруце аўтакрамы

3 мая 2024
Актуально

Чтобы защитить свой урожай

2 мая 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Путь к Победе. Хроника освобождения Беларуси. 1943—1944

2 мая 2024

Рекомендуем

Власть

Алексей Журавлёв назначен председателем Глусского райисполкома

22 апреля 2024
Беларусь помнит

Митинг в честь 38-й годовщины чернобыльской катастрофы прошел в Глусском районе

26 апреля 2024
Духовность

Расписание богослужений и освящения пасхальных приношений в православных храмах Глусского района

3 мая 2024
Культура

Афиша выходного дня. Куда сходить в Глуске

26 апреля 2024
Общество

На сувязі з чытачом. Па маршруце аўтакрамы

3 мая 2024
АПК

«Работать надо по-военному, день и ночь». Лукашенко поручил до 9 мая завершить посевные работы

30 апреля 2024
Общество

Глусчанка Валентина Хлань — автор гимна «Роскосмоса» и многих популярных белорусских песен

25 апреля 2024
Власть

Говорят делегаты ВНС. Председатель Глусского райисполкома Алексей Журавлёв

23 апреля 2024