К вопросу об акцентах
Передо мной солидная газета. На одной из ее полос огромный, ярко поданный материал о смерти достаточно среднего, но эпатажного актера. Из той же прессы известного как изрядного выпивохи и бабника.
И тут же, чуть пониже, мельчайшим петитом: «Ушел из жизни Альберт Павлихадзе — один из основателей теории цветных кварков».
Иногда в таких случаях говорят, что комментарии излишни. Дескать, чего уж тут рассуждать — социум расставил акценты.
Так в том-то и дело, что сами «акценты» как раз и смущают. Уж слишком разительны личностные масштабы, заставляющие подумать не только о неадекватности оценок, но и о самой тенденции.
Мне почему-то сразу вспомнился греческий Герострат. Честолюбец, весьма сомнительной ценой вошедший в историю. Или та же Пизанская башня, «славная» строительным браком.
Прослеживается явная аналогия. Иным из нас для пущей популярности достаточно иметь определенные отклонения. Гулять напропалую, выпивать, скандалить, чуть ли не с сезонной периодичностью менять супругов… Вот тогда ты и в телеобъективе любимый персонаж, и в газетно-журнальном варианте вниманием не обделен.
Нет ли тут парадокса? Куда как логичнее, когда индивидуальность в цене. Теперь же чаще в «фокусе» имидж, функция, рейтинг… В большинстве случаев так же поверхностных, как накладной грим. Таких даже домысливать неинтересно.
В моих словах нет никакой привередливости. Придумывать себя не такой уж большой грех. Было б только хорошо придумано. Мюнхгаузен тоже многое нафантазировал… Но как симпатичен барон!
И вообще, по-настоящему глубокому человеку вовсе не обязательно быть вызывающе броским. Он может быть интонирован скромно, тихо, но внятно. Такие люди для меня как бы бактерицидного воздействия. Вокруг них воздух кажется чище. Недалеко, в нескольких километрах от местечка, есть Синякова аллея. Название неофициальное, так ее народ определил. А потому только, что в одной из деревень жил неподалеку внешне вроде незаметный человек с одноименной фамилией. Любил природу и все, что с ней связано. Взял да высадил постепенно на нескольких километрах с двух сторон проселочной дороги красавицы березки. Замечательную память о себе оставил, совершенно не думая по поводу славы как-то специально. Этим до сих пор симпатичен.
А как не вспомнить само-деятельного художника, живописца, резчика по дереву. Не затем, что сам он был прекрасным колористом. Прежде всего, за душу его широкую и красивую. Разве не он сплотил вокруг себя талантливых ребятишек, передав им азы изобразительного искусства. Да так, что впоследствии трое из них стали членами Союза художников, известными в стране мастерами жанра.
Он же ежегодно превращал летом улицу, на которой жил, в маленький горпоселковый Арбат. Выносил картины, превращая импровизированную выставку в творческий лекторий. Своего рода совмещенный пленэр в естественном интерьере.
Более того, однажды удивил, «выпустив» детскую книжку рукописную «тиражом» в один экземпляр. Название — «Трудный хлеб». В ней очень органично совпали и автор текста, и иллюстратор.
Но почему именно детская? Свои, казалось бы, давно выросли. Просто, как всякому талантливому человеку, ему удалось не расплескать в себе умение восхищаться, удивляться самым простым вещам. Сегодня его уже нет… Но, несмотря на все сложности биографии, состоялась судьба. Прожита нравственно красивая жизнь. В том, конечно, объеме, как она вообще может реализоваться на этой грешной земле. Во всяком случае, его большая фотография на одном из стендов в кинотеатре. Люди с интересом и благодарностью останавливаются около нее.
Уверен, мой небольшой городок благодарен и тренеру-таэквондисту. Вот уже около двадцати лет как создал интересную горизонталь. Сам в центре, а вокруг десятки мальчишек, девчонок в борцовских кимоно. Сколько чемпионов подготовил, сколько медалей различного достоинства завоевали! Но главное, просто хороших людей воспитывает. Понимающих цену добру, благородству, милосердию, достоинству. Готовых всегда защитить тех, кто в такой защите нуждается. Да и как может быть иначе, если он и сам такой. По-человечески красивый и благородный.
Подобных убедительных примеров в моей «коллекции» немало. Но сейчас ограничу себя несколькими, что называется, рассуждениями по поводу. И пусть контрапунктом в них будет пушкинская строка «Он уважать себя заставил». А вовсе не довольно частое «ты меня уважаешь?», произносимое главным образом в подпитии.
Ведь любая личность — прежде всего вопрос содержания и качества. Для меня, во всяком случае. В попытках обнаружить ее ищу прежде всего человека. Пусть себе и не как Диоген со своим «осветительным прибором», но достаточно настойчиво.
Оно и понятно. Люди — то, из чего история веками варит свой суп. Это может быть острый харчо, сезонный щавель, борщ или щи — настоящий огород в тарелке… Не важно, главное, чтобы было вкусно. В переводе с кулинарного языка на социальный — оригинально, порядочно, интересно, взаимно, плодотворно… Все это тот авторитет, что определяется не товарно-денежными или другими престижными параметрами, а сугубо личностными.
Так почему бы и телевидению, и прессе не искать активнее таких персонажей? Но большинство нынешних ток-шоу с какой-то нескрываемой рекламной подоплекой предпочитает эксплуатировать остаточную популярность примелькавшихся «звезд и звездочек». Протрут нафталином — и опять на телеэкран, на газетную и журнальную полосу.
Не отсюда ли нередко искривленное представление и о чужой, и о собственной значимости. А вместо органичного, искреннего, настоящего — все какие-то гримасы, ужимки, позы…
Очень жаль, потому что вообще-то люди мне очень нравятся. Редко, чрезвычайно редко, чтобы кто-то раздражал целиком. Если да, то только «фрагментарно». Давно понял: длительная неприязнь — непродуктивная трата сил, нервов, времени. Впрочем, и пишу обо всем этом из-за желания, чтобы все мы всегда стремились быть лучше.
Есть в запасе и один неплохой метод. Он — чеховский. Писатель отрезвляет беспричинную гонористостъ одной фразой — «потяни меня за палец». Думаю, не менее эффективно и самого себя. Всего четыре простеньких слова. Не более сложен и подтекст — верни меня или сам себя с надуманных высот на грешную землю. Как же это приводит в чувство! Сам пробовал по совету классика. Почему бы и другим не воспользоваться?!
Наум САНДОМИРСКИЙ