Темы

Проект Zаграничные Zаметки. Мир глазами земляков: Бразилия

Проект Zаграничные Zаметки. Мир глазами земляков: Бразилия

Продолжение.

Ядовитый маниок и кашица из рыбы

Самое распространенное, основное, у индейцев блюдо — это лепешки из маниоковой муки. Маниок — корнеплодное растение, его клубни напоминают огромные картофелины, они съедобны, но содержат ядовитые вещества, и в сыром виде клубни употреблять нельзя.

Маниок готовится долго. Сначала клубни протираются на терке, вымачиваются, потом из этой массы формируются кубики, им дают высохнуть, а затем превращают в муку. В процессе яд испаряется, и из муки уже пекут большие лепешки. В них заворачивают вареные рыбу, фасоль, бобы и так едят. Рыбу не чистят и не потрошат, бросают целиком, разваривают до состояния кашицы. Часто едят так называемое мингао — это такая жидкая кашица из чего бы там ни было: из того же маниока, плодов пеки, кукурузной муки — это разводится в воде и пьется.

Когда мы были у ваура второй раз, в деревне уже провели воду, пробурив скважину и установив несколько колонок. Но часто воду берут из речки и несут в больших алюминиевых или глиняных кастрюлях, как и в давние времена. Ваура — умелые гончары, они славятся своими гончарными изделиями и в межплеменном обмене как раз специализируются на глиняной посуде. Эти горшки — разных размеров, форм, очень красиво расписанные, причем, как правило, украшается дно снаружи, рисунки от огня быстро исчезают, поэтому их сложно увидеть. Но традиционную посуду уже заменяют (но не вытесняют до конца) более легкие алюминиевые кастрюли, правда, их уже нужно купить либо обменять у тех, кто живет ближе к цивилизации и магазинам.

Рай, да не совсем

Казалось бы, райская жизнь: фрукты круглый год, тепло, на работу ходить не надо и еще деньги платят. Но это не совсем так. Есть, например, болезни, та же малярия. Раньше в амазонских джунглях малярия была очень распространена, сейчас эта проблема стоит не так остро. Есть специальная организация FUNASA, которая занимается вопросами здоровья аборигенов: борьбой с малярией, ее профилактикой, обработкой и т. п.  Последние 30 лет случаев малярии у ваура не было, утверждают индейцы, но почему-то в последней поездке у меня появились все ее симптомы, и я уезжал весь разбитый.

Когда мы были в деревне ваура, в одной семье заболел ребенок. Что делают индейцы? В первую очередь обращаются к одному из врачевателей-шаманов. Но в этот раз шаман не помог, объявил, что это «болезнь белого человека, не наша, не ваура» и нужно срочно везти в больницу. Вызванный самолет прилетел буквально через час. А вот несколько десятилетий назад, когда еще не было организаций, занимающихся проблемами аборигенов, ребенок мог бы просто умереть. Так что и у них не совсем рай.

Кстати, о шаманах. В представлении многих это такая темная сила, которая всех держит в страхе и признает только свою власть. Но, как правило, шаманы —  очень вменяемые, очень умные, очень образованные (естественно, для своей среды) и в своем обществе очень уважаемые люди. Это люди, которые занимаются травами, лечат, хранят ритуалы и знания,  помогают нуждающимся. Шаман не будет пользоваться почетом и уважением, если он, мягко говоря, человек неумный и обманщик. А если его помощь реальна, не на словах, — люди к нему пойдут. Другое дело, что шаман тоже не всегда может помочь, но он способен признать, что не всесилен. Я наблюдал камлание, врачевание шамана у ваура, это, конечно, производит впечатление.

Танцующая нация

Культура у индейцев шингуано очень богатая. Это не праздник ради праздника, а ритуальное действие, направленное на достижение определенной цели. С февраля в деревне проходят так называемые праздники масок, посвященные разным духам. В мае — праздник начала сухого сезона: вырубаются, если это необходимо, джунгли под новые участки для посева, потом эти деревья высыхают, и их сжигают. То есть используется  технология подсечно-огневого земледелия, как это было и много лет назад. Летом снова идут разные праздники масок, потом праздник сбора урожая и так далее. Есть праздники межплеменные, например, Куаруп — очень известный в Шингу праздник, когда приглашаются из разных этнических групп гости, проводятся соревнования по борьбе ука-ука, по метанию дротиков друг в друга (дротики с восковыми или каменными тупыми наконечниками). Куаруп — праздник обновления жизни и памяти предков, как правило, проводится в память умершего очень известного человека, например, вождя или шамана.

В первой экспедиции в мае мы были на празднике в честь начала сухого сезона и наблюдали  ритуал в честь духа плодородия Кагаапа. Потрясающее зрелище: практически вся деревня танцует с утра до вечера. Мы поначалу решили, может, это для нас какая-то показуха: одни станцевали — ушли, другие пришли, танцуют, потом те вернулись… А когда, уставшие от наблюдений, мы отправились  поздно ночью в свои гамаки, снова услышали звуки праздника: еще несколько часов танцы продолжались и без нас.

Праздник сбора урожая плодов пеки в ноябре, на который мы приехали во вторую экспедицию, — это 14—15 дней беспрерывных танцев и разных ритуалов. Начинается действо в 4—5 утра и продолжается до поздней ночи. Нам, конечно, хотелось всё увидеть, всё снять и зафиксировать каждую деталь, но мы уставали, а индейцы — нет, потому что они-то отдыхают, действующие лица меняются, и круговорот танцев и ритуалов практически не прерывается.

Есть в деревне и в обычные дни «дискотека», как мы ее назвали. Мы спрашивали у индейцев, почему они танцуют, например, Кагаапу, ведь сейчас не начало сухого сезона. «А просто так, хотим потанцевать», — был ответ.

Одежда

Традиционная одежда у женщин — плетеный поясок (как ремень) из волокон растительного происхождения на бедрах. У мужчин — это пояс из хлопковых нитей (хлопок они тоже выращивают), который, как кушак, завязывается спереди, два свисающих конца закрывают (относительно) гениталии. В общем, и всё, шингуано одежду не носят.

Одежда несет еще и функцию украшения тела, поэтому в последнее время молодежь в основном ходит в шортах, майках, девушки в платьях. Но это не для того, чтобы, как говорится, прикрыть стыд: такого понятия у них нет. Как только праздник — все раздеваются и облачаются в национальные «одежды».

Для нас, европейцев, одежда служит в качестве утепления. Индейцы же, спасаясь от ночной прохлады, мажутся маслом, чтобы пот меньше выделялся и не охлаждал тело, и жгут костры возле гамака. Используется масло орехов пеки либо оно же, смешанное с пастой из семян растения уруку, которые дают красный цвет. Красный цвет у шингуано считается символом здоровья, если ты красный — значит, ты здоровый. И насекомые меньше кусают, когда помажешься этим маслом, но, конечно, наши репелленты лучше, это проверено на собственной шкуре. Еще одно применение масла — эпиляция. При помощи него индейцы уничтожают нежелательную растительность на теле: на лице, подмышками, на лобке. Кстати, масло плодов пеки можно встретить в бразильских магазинах — это одна из статей дохода этнических групп.

Подготовила О. ВАСИЛЕВСКАЯ

Фото из архива А. УФИМЦЕВА

Продолжение следует

Последние новости

Актуально

1 мая — Праздник труда

1 мая 2024
Общество

В память о чернобыльской трагедии

30 апреля 2024
АПК

«Работать надо по-военному, день и ночь». Лукашенко поручил до 9 мая завершить посевные работы

30 апреля 2024
Общество

Слово делегату ВНС Олегу Дьяченку

30 апреля 2024
Актуально

Какой будет новая Военная доктрина Беларуси. Хренин раскрыл подробности документа

30 апреля 2024
Актуально

Вольфович. Концепция национальной безопасности

30 апреля 2024
Власть

Нам нужен мир. Второй день заседания VII ВНС

30 апреля 2024
Актуально

Вступительная кампания-2024: сроки приема документов, проведения испытаний и зачисления в вузы

30 апреля 2024
Актуально

Председатель ФПБ – о делегатах ВНС, Годе качества и повышении статуса профсоюзов

30 апреля 2024
Общество

В Глуске прошло координационное совещание по борьбе с преступностью и  коррупцией

29 апреля 2024

Рекомендуем

Власть

Алексей Журавлёв назначен председателем Глусского райисполкома

22 апреля 2024
Беларусь помнит

Митинг в честь 38-й годовщины чернобыльской катастрофы прошел в Глусском районе

26 апреля 2024
АПК

Працоўныя будні ў «Зары Камуны» Глускага раёна

18 апреля 2024
Культура

Афиша выходного дня. Куда сходить в Глуске

26 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Интеллектуальная игра «Эрудит» прошла в Глуске

19 апреля 2024
Власть

Говорят делегаты ВНС. Председатель Глусского райисполкома Алексей Журавлёв

23 апреля 2024
Общество

Глусчанка Валентина Хлань — автор гимна «Роскосмоса» и многих популярных белорусских песен

25 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Путь к Победе. Хроника освобождения Беларуси (1943—1944)

26 апреля 2024