Темы

Симоновичская почтовая станция

Симоновичская почтовая станция
Здание бывшей почтовой станции в Симоновичах, современный вид

Рядом с деревней Симоновичи Глусского района, почти у самой трассы, стоит здание середины XIX века — почтовая станция. Оно было построено еще при российском императоре Николае I, примерно с 1847 по 1850 годы. Находится здание бывшей почтовой станции на старой Московско-Варшавской трассе, одной из старейших в Беларуси. Теперь эта дорога на всех картах и в навигаторах обозначена Р-43.

В XIX столетии Московско-Варшавское шоссе имело большое стратегическое значение. Об этом свидетельствует то, что ему уделяли особое внимание российские императоры Николай I и его преемник Александр II. Так, в декабре 1846 года был подписан указ императора Николая I о «именовании сооружаемого от Москвы до Брест-Литовска шоссе Московско-Варшавским». Сейчас эту дорогу называют по-разному: Варшавское шоссе, Брест-Литовское, Москва — Брест, Москва — Бобруйск и так далее. Но чаще всего ее называют кратко — Старая Варшавка. Движение, или, как раньше говорили, гоньба, по Варшавскому шоссе было открыто 2 января 1850 года.

Остатки одной из построек на территории почтовой станции

Надо отметить, что для своего времени эта дорога была хорошо спланирована: с обочинами, кюветами, мостами и придорожными насаждениями. В сентябре 1849 года вышел указ об устройстве на Московско-Варшавском шоссе заставных домов шоссейного сбора, «единообразных по внешнему виду и удобных для путников почтовых станций». Конечно же, любая благоустроенная дорога в те времена была неполной без почтовых станций. Ведь надо было где-то менять и кормить лошадей, отдыхать ямщикам и путешественникам. Еще одной функцией почтовых станций был контроль. Почтовый смотритель проверял документы (подорожные и другие): власти Российской империи хотели знать, кто, куда и зачем (по личным делам или по казенным) ехал. А еще от цели поездки зависела и оплата дороги для проезжающего.

В те времена регулярно публиковались так называемые «Почтовые дорожники», в которых целый раздел был посвящен белорусским губерниям. В таком аналоге современного туристического путеводителя можно было найти информацию по всем местным почтовым станциям — о расстоянии между ними, количестве лошадей на той или иной станции, а также цене за проезд.

Инженеры XIX века, проектировавшие дорогу, стремились привязать почтовые станции к возможно большему числу населенных пунктов. Их построили на расстоянии 20—30 км друг от друга на всем протяжении шоссе из Москвы в Варшаву. На каждой станции были смотритель, староста, ямщики и лошади.

Почтовая станция  была не просто единичным строением, а целым комплексом, включавшим в себя центральное здание, флигель (где жили ямщики), хозяйственные постройки (кузница, конюшни, сараи для телег и карет, для хранения фуража, сена), корчму, а на территории Симоновичской станции еще стояли пожарная каланча и колодец. Приезжие знали, что на станции можно подкрепиться, переночевать, а лошади отдохнут и будут накормлены. В кузнице могли отремонтировать или заменить сломанное колесо, подковать лошадь, смазать дегтем оси, починить упряжь.

В центральном здании почтовой станции размещалась комната станционного смотрителя (который мог там жить), помещение для записи проезжающих, а также комнаты, где они отдыхали или ночевали. Было и общее помещение, где путешествующим предлагали чай с бубликами.

В Беларуси до наших дней сохранилось 37 зданий почтовых станций, два из них у наших соседей в Стародорожском районе и одна — на Глусчине. Сохранились они в почти неизменном виде только благодаря тому, что после Октябрьской революции помещения использовались в качестве жилых домов, магазинов и т. д.

В книге «Памяць. Глускі раён» говорится, что в 1897 году рядом с деревней Симоновичи расположен был одноименный поселок, в котором имелась шоссейная сторожка, где был один двор и 12 жителей. Также здесь была почтовая станция — два двора и 23 жителя, а в 1917 году здесь уже семь дворов и 33 жителя.

После Октябрьской революции в здании Симоновичской почтовой станции в разное время размещались почта, правление организованного в 1930-е годы колхоза, а потом здесь жили две семьи. На сегодняшний день хорошо сохранилось центральное помещение станции. Теперешний его владелец планирует здесь обустроить придорожное кафе, но, к сожалению, ремонтные работы пока приостановлены. На территории бывшего станционного двора есть еще часть кирпичной ограды и два здания, вернее то, что от них осталось. Одно помещение, возможно, было флигелем для ямщиков, а второе, скорее всего, хозяйственная постройка.

Нивелирный репер за номером 1597, установленный на здании почтовой станции в Симоновичах в 1926 году

И еще один интересный момент. На фасаде почтовой станции хорошо виден нивелирный репер. В геодезии это знак, который закрепляет определенную точку земной поверхности с известной абсолютной высотой, например, уровнем моря. Представляет он собой чугунный диск весом от одного до двух килограммов, который геодезисты закладывали, как, например, в случае Симоновичской станции, в стену строения, которое, предполагалось, будет стоять долгие годы. Судя по обозначенной на знаке дате, установили его в 1926 году. Такая метка нужна для работы геодезистов, строителей. И хотя сейчас в основном пользуются данными спутника, такие реперы не убирают, и даже больше того — они охраняются государством.

Ольга ЯНУШЕВСКАЯ

Фото Сергея РУДИНСКОГО

Последние новости

Власть

Лукашенко и Алиев посетили возрождаемые территории Азербайджана: эмоции и впечатления из Карабаха

18 мая 2024
Читать новость
Общество

Фестиваль-конкурс детского искусства имени В. К. Иванова состоялся! Награждение

18 мая 2024
Читать новость
Культура

Второй день фестиваля-конкурса имени композитора Валерия Иванова в Глуске. Фоторепортаж

18 мая 2024
Читать новость
Общество

Лучший спасатель-высотник страны — Евгений Стародуб

18 мая 2024
Читать новость
Актуально

18 мая – День работников физической культуры и спорта Республики Беларусь

18 мая 2024
Читать новость
Культура

В Глуске стартовал I Открытый региональный фестиваль-конкурс детского искусства имени Валерия Иванова

17 мая 2024
Читать новость
Актуально

Изучаем мнение население: летне-оздоровительная кампания и занятость для несовершеннолетних

17 мая 2024
Читать новость
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Урок памяти, посвященный Дню Победы, в Глусской средней школе № 2

17 мая 2024
Читать новость
Актуально

Как предотвратить занос и распространение опасных заболеваний животных

17 мая 2024
Читать новость
Общество

Глушчане адзначылі Дзень Дзяржаўнага сцяга, Дзяржаўнага герба і Дзяржаўнага гімна Рэспублікі Беларусь

17 мая 2024
Читать новость

Рекомендуем

Беларусь помнит

Глуск празднует День Победы. Фоторепортаж

9 мая 2024
Стрелка вверх
Общество

Программа праздничных мероприятий в День Победы, Глуск

7 мая 2024
Стрелка вверх
Культура

Глуск собирает юных певцов, музыкантов  и танцоров

17 мая 2024
Стрелка вверх
Актуально

Афиша выходного дня. Мероприятия в Глуске 11—12 мая

10 мая 2024
Стрелка вверх
Актуально

Эх, люди, люди… Из звонка в редакцию

10 мая 2024
Стрелка вверх
Актуально

В Глуске прошли мероприятия, посвященные Дню Государственного флага, Государственного герба, Государственного гимна Республики Беларусь

12 мая 2024
Стрелка вверх
Актуально

Афиша выходного дня. Что посмотреть и куда сходить в Глуске 18—19 мая

16 мая 2024
Стрелка вверх
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Делегация из Москвы приняла участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы и 100-летию Глусского района

8 мая 2024
Стрелка вверх